Отказ Дели от покупки нашего истребителя грозит Москве потерей последнего крупного оружейного рынка.
Россия потерпела очередное чувствительное поражение в области экспорта вооружений и военной техники.
Наш новейший многоцелевой истребитель МиГ-35 выбыл из тендера на поставку в Индию 126 боевых машин такого класса на общую сумму свыше 10 миллиардов долларов.
Произошло это всего через месяц после того, как стало известно и о решении Таиланда впредь закупать украинские танки Т-84 «Оплот» вместо отечественных Т-90С.
На тендер были выставлены шесть самолетов: российский МиГ-35, шведский Gripen, американские F-16 Fighting Falcon и F/A-18 Super Hornet, а также Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale.
F16
F/A-18 Super Hornet
Eurofighter Typhoon
Dassault Rafale
Gripen
---------------------------------------------------------------------------------------------
Потеря индийского контракта – очередная иллюстрация к тезису о том, что экономика «по-путински» не работает. Госкорпорации показали себя в лучшем случае неэффективными - все, к чему прикасалась заботливая рука государства, чахло как женщина без любви. Главная ставка, как известно, была сделана на монстра под названием «Ростехнологии», который возглавил давний знакомый нашего премьера господин Чемезов.
Задачей монстра стало ни много ни мало – обеспечить прорыв российских высоких технологий на мировых рынках. На пути к прорыву компания проглотила не менее пятисот ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса, вложено в нее было столько, сколько даже Уоррену Баффету с Карлом Слимом не снилось. В один кризисный 2009-й – 100 миллиардов рублей.
Результат «проглота» не заставил себя долго ждать. Год назад развалился грандиозный проект, компания «Росавиа», которую сам премьер мыслил главным конкурентом «Аэрофлота», о страданиях «Автоваза» знают, по-моему, даже дошкольницы. В итоге президент инициировал глобальную проверку госкорпораций. О ее результатах не известно ничего, видимо, там проверять и проверять…
Провал проекта с МиГами – не просто тревожный звонок для «Рособоронэкспорта», который тоже был проглочен «Ростехнологиями». Как выразился один ветеран торговли оружием, это «полный… фиаско». Упустив контракт, мы потеряли не только 10 миллиардов долларов. Мы утратили возможность минимум на четверть века привязать к себе Индию на огромном производственном участке. В технологическом, военно-стратегическом и политическом смыслах.
Что заставило индийцев отказаться от нашего МиГ-35? Отличный аппарат, по летным характеристикам на голову выше конкурентов. Более выгодные по сравнению с западниками условия – Россия, например, никогда не «обрезала» комплекс вооружений, мол, такую-то ракету вместе с самолетом даем, а такую – нет. Все складывалось в нашу пользу. Плюс история отношений «Хинди руси бхаи бхаи». Что же отпугнуло?
Сегодня Россия может делать 4 таких самолета в год. В лучшем случае. Индийцев эти темпы не устраивали, а наши мастера тонкого бизнеса, похоже, даже не пытались доказать, что мы способны на большее. Проще говоря, активным продвижением сделки никто не занимался. «Рособоронэкспорт» плыл по течению, не более того. В результате…
Китай и Индия составляли больше половины нашего оружейного экспорта. Арабские страны, Венесуэла, Вьетнам – не в счет, ничего сопоставимого по технологиям и цене с самолетами мы туда поставлять не собирались. Китай мы потеряли. Оставалась Индия.
Индийцы – ребята наблюдательные и привередливые. История с «Адмиралом Горшковым» тоже многому их научила. Они видят, что происходит в российской сфере управления экспортом оружия. Видят, как Россия превращается в грузного, ленивого, ненадежного партнера. И делают выводы. Интересно, какие выводы сделает в свете очередной «замечательной» новости наш «национальный лидер»?
Станислав Кучер