Съёмочной группе Алексея Пивоварова пришлось не раз пересечь бывшую границу между СССР и Третьим Рейхом
22 июня 2011 года исполняется ровно 70 лет с начала главной трагедии российской истории – Великой Отечественной войны. Войны, унесшей десятки миллионов жизней, определившей судьбы мира и оставившей множество вопросов, на которые по сей день нет ответа.
Почему летом 1941-го СССР оказался совершенно не готов к войне, которая шла у его границ с осени 1939-го? Неужели безжалостный прагматик Сталин мог верить Гитлеру больше, чем собственной разведке? Правда ли, что наша агентура сообщила точную дату нападения за несколько месяцев до него? Или все это – не более чем мифы, созданные партийными историками, что скрыть…. что именно скрыть?
Чтобы ответить на эти вопросы, съемочной группе Алексея Пивоварова пришлось не раз пересечь бывшую границу между СССР и Третьим Рейхом, возникшую после раздела Европы по пакту Молотова-Риббентропа. В России, Польше, Чехии, Германии, Великобритании, Финляндии – везде были найдены уцелевшие свидетели той трагической эпохи. А их воспоминания дополнены скрупулезной научной работой, которую специально для этого фильма провели в архивах историки Михаил Мельтюхов и Марк Солонин.
К сожалению, и спустя 70 лет многие документы остаются недоступными для исследователей, сохраняя гриф «секретно». Что же такого в этих документах? И чьи роковые решения привели к тому, что война, которую ждали все, началась совершенно внезапно, а многократно превосходящая противника Красная Армия была разбита уже в первые недели?
Автор фильма Алексей Пивоваров: «Наш фильм – не о самой войне, а о том, что привело к ней. Тот факт, что 22 июня 1941 года обернулось для СССР ужасающей катастрофой, не могла скрыть даже советская пропаганда. Но насаждавшаяся ею каноническая версия событий не только лжива, но и оскорбительна для тех, кого она вроде бы «выгораживает» – высшего советского руководства и лично Сталина. Как бы к нему ни относиться, все же нельзя считать его дурачком, каким делает его привычная трактовка «боялся спровоцировать Гитлера, и потому не разрешил привести армию в боевую готовность». Катастрофа лета 1941-го на самом деле не была внезапной. Она была закономерным итогом тех решений, о которых мы и попытались рассказать в нашем фильме».
Новая документальная драма продолжает серию военных фильмов Алексея Пивоварова, вызвавших огромный зрительский интерес и спровоцировавших жаркие споры: «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова», «Москва. Осень. 41-й», «Брест. Крепостные герои» и «Вторая ударная. Преданная армия Власова». Картина «22 июня. Роковые решения» использует схожие визуальные решения – уникальную кинохронику в сочетании с новейшей компьютерной графикой и элементами игрового кино. Многие эпизоды воссозданы с помощью масштабных реконструкций, а подлинные документы эпохи предстают перед нами в тонком актерском изложении народного артиста России Михаила Ефремова.
Но появились и совершенно новые акценты. Этот фильм стал совместным российско-германским проектом, участие в котором немецких журналистов и историков позволило взглянуть на события 1938-1941 гг. и с другой стороны границы.
Итак - «22 июня. Роковые решения». Премьера в воскресенье, 19 июня, в 21:55 на НТВ.