четверг, 5 ноября 2009 г.
НАНОСФЕРА
В октябре премьер Путин вместе с главой «Роснано» Анатолием Чубайсом посетил завод «Микрон» в Зеленограде, где производятся новейшие российские микросхемы с шагом 180 нм. Там же было подписано государственное соглашение о том, что если вложить в завод еще 16 млрд руб., то он выйдет на передовые рубежи в 90 нм.
Каждые полтора года шаг микросхемы уменьшается вдвое. Это опытное правило, которое соблюдалось в течение последних десяти лет. 15 сентября 2009 года, за две недели до исторического визита Путина, корпорация Intel представила новый микропроцессор с шагом 32 нм. В настоящее время рабочий размер, которым оперируют практически все крупные компании мира, — 45 нм. К тому времени, когда через четыре года «Микрон» организует производство с шагом в 90 нм, Intel, видимо, будет оперировать категориями порядка 5-10 нм.
Это все равно как если бы ребята из «Ситроникса» Путину показали новейший российский бомбардировщик со скоростью полета 160 км/час и обещали, что если вложить 16 млрд, то бомбардировщик полетит со скоростью 360 км/час.
Ребят из «Ситроникса» не расстреляли и не уволили.
В начале июня «Интерфакс» опубликовал сногсшибательную новость: «Российский президент с опозданием в два года получил новые самолеты-ретрансляторы, которые позволят ему оставаться на связи во время авиаперелетов. В понедельник два самолета Ту-214СР прибыли в аэропорт «Внуково». И далее — про радиорелейную связь, самую надежную в мире.
Иначе говоря, в век спутниковой связи, когда сержант американской армии в режиме реального времени видит «картинку» с самолета-беспилотника, а американский хирург в режиме онлайн отсылает томографический снимок для анализа в индийский Бангалор, — российский президент получил в подарок два древних летающих мобильника общей ценой 2,6 млрд руб. Видимо, вскоре мы перейдем на передовую систему узелкового письма.
Создателей «чудо-мобильников» не расстреляли и не уволили.
Неделю назад замминистра экономики Андрей Клепач, человек, если не ошибаюсь, с университетским дипломом, сообщил городу и миру, что Минэкономики хочет изменить российский закон о платных дорогах, с тем чтобы платная дорога могла быть безальтернативной существующим, как это делается «в Германии и в Китае».
Сообщаю г-ну Клепачу: в Германии нет платных дорог.
В Китае азиатский образец платной дороги — то есть обычная дорога, посередине которой стоит будка, — ликвидирован с 1 января 2009 года. В Китае остался только западный образец платной дороги.
Минэкономики нет смысла добиваться закона о платных дорогах, безальтернативных существующим, потому что такой закон уже принят. По нынешнему закону «альтернативной дорогой» именуется та, которая втрое длиннее платного аналога.
Клепача не расстреляли за вредительство и не уволили за профнепригодность.
Месяц назад бывший помощник председателя Ленинградского райисполкома, а ныне глава «Ростехнадзора» Николай Кутьин представил отчет о причинах катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС. Из отчета можно было понять, что, во-первых, гидроагрегат номер два после ремонта в марте был разбалансирован. То есть попросту его не смогли сбалансировать по причине вымирания соответствующих специалистов. Во-вторых, за время эксплуатации вибрация возросла в четыре раза, но агрегат продолжали эксплуатировать. В-третьих, из 80 шпилек, на которых крепилась крыша агрегата, две были нормальные, на шести не было гаек, 41 имела следы «усталостного излома», а остальные вырваны с корнем, так что про них ничего нельзя сказать. То есть, грубо говоря, если бы крышка крепилась нормальными шпильками, то даже при чрезмерной вибрации ее бы заклинило, но не сорвало. Вывод: во всем виноват Чубайс.
Помощника председателя райисполкома после этого доклада не расстреляли и не уволили.
Господь спас меня: в свое время, выбирая между физикой и литературой, я выбрала литературу. Я филолог по образованию и вовсе не обязана разбираться в нанометрах и ржавых гайках. Но даже филолог, просто в силу элементарного образования (а образованный человек обязан помнить закон Ома, как он обязан прочесть Достоевского), способен понять, что «чудо-самолет-ретранслятор» попросту затыкает дырки в спутниковой сети. Что с точки зрения безопасности нет разницы, кого перехватывать — самолет или спутник, что и там и там сигнал идет на сантиметровых волнах (потому что на более длинных волнах пропускная способность каналов связи резко снижается) и что безопасность связи обеспечивается не физическим передатчиком сигнала, а системой кодирования.
Я не знаю, что думают, читая про «передовые технологии с шагом в 180 нм», академики РАН. И матерятся они или тихо плачут. Я только знаю, что без науки и технологий Россия умрет. Даже скорее, чем без литературы.
Впрочем, в поисках новых технологий и новых решений президент Медведев принял меры. Он приказал своему главе администрации внимательно изучить предложения блоггера Максима Калашникова о создании «биоагроэкополиса» с «новейшими русскими строительными технологиями».
Неужели им на все, на все наплевать, кроме собственных резиденций и компании «Гунвор»?