вторник, 21 апреля 2009 г.

Чем богаты первые лица страны



«Родина» SPA зовет. Декларации о доходах чиновников высшего ранга, премьера, его заместителей, министров — источник бесценной информации о том, чем и как живут слуги народа. Портрет чиновника в антураже его личных пристрастий попытался нарисовать The New Times

Начать с того, что сословие наших высших государственных мужей состоит из граждан со скромным, но прочным достатком. Средний доход служащих администрации президента РФ (АП) составил 3 млн 901 тыс. рублей, членов правительства — 3 млн 874 тыс. рублей. В месяц — примерно 322–325 тыс. рублей. Чуть больше зарабатывал в месяц гарант Конституции Дмитрий Медведев — 345 тыс. рублей, председатель правительства Владимир Путин — 385 тыс.

Самыми «высокодоходными» чиновниками оказались министр природных ресурсов Юрий Трутнев (30 млн 829 тыс. рублей в месяц) и начальник Контрольного управления президента Константин Чуйченко (30 млн 710 тыс.). Каждый из них мог бы в течение четырех лет гарантировать нынешнему составу правительства и АП их среднегодовой доход или пригласить еще по 94–95 чиновников на существующие оклады.

Женская участь
В обнародованных данных содержатся сведения об уровне благосостояния жен и супругов сотрудников АП и членов исполнительной ветви власти. Тот, кто соединил свою судьбу с руководящим составом администрации президента, в среднем получил за год 3 млн 577 тыс. рублей, с членами правительства — по 3 млн 321 тыс. Но наблюдаются поразительные контрасты.

Самая состоятельная из чиновных дам — супруга Игоря Шувалова, которая в 2008 году получила 364 млн 703 тыс. рублей дохода. Помимо совместного владения с мужем земельным участком в 800 кв. м и квартиры в 176 м2 за душой у Ольги Шуваловой ничего нет. Из общедоступных источников известно, что с 1999-го по 2006 год госпожа Шувалова работала в холдинге Олега Дерипаски «Сибирский алюминий». Однако как образовался такой доход в 2008-м — остается загадкой. Едва ли от продажи «алюминиевых» акций, которые по случаю кризиса сильно упали в цене. Или — угадала? Вовремя вышла в кеш?

Второе место в списке самых обеспеченных жен — за Зумруд Рустамовой, супругой Аркадия Дворковича, помощника президента, заметим, по экономическим вопросам: 27 млн 284 тыс. рублей. Она входит в число «независимых директоров» крупнейшего Магнитогорского металлургического завода. Помимо этого Зумруд Хандадашевна представляла одно время интересы государства в советах директоров компаний «Росгосстрах», «Всероссийский выставочный центр», АЛРОСА и «Росагролизинг». Впрочем, как сообщает газета «АиФ-Челябинск», «за заслуги в обеспечении национальной безопасности» ей распоряжением президента РФ объявлена только благодарность. Кроме того, Зумруд Хандадашевна — единственная представительница прекрасного пола в совете директоров ОАО «ММК». Руководство ее высоко ценит, по отзыву вице-президента управляющей компании ММК Сергея Кривощекова, «она прекрасно разбирается в финансовых вопросах, хороший стратег и целе­устремленная натура».

Третье место — за Натальей Дубовицкой, супругой первого зама руководителя АП Владислава Суркова: 16 млн 804 тыс. руб­лей. О ней известно, что в 2006 году ей принадлежало 18,74% ОАО «Ибредькрахмалпатока», которое занимается выпуском патоки карамельной, крахмала нативного, катионного, окисленного и т.д., а также 16,1% ОАО «Партнер-Гарант».
Не менее экзотическим представляется источник дохода в 2 млн 300 тыс. рублей у Натальи Приходько (супруги помощника президента Сергея Приходько). О ней известно немногое, но это немногое красноречиво свидетельствует об удивительной удачливости. В 2005 году Наталья Серафимовна стала одной из 31 счастливчика, которые победили в акции «Сезон подарков от Юниаструм Банка». Для участия в акции ей пришлось открыть карту Visa либо Visa Electron, оплатив с ее помощью покупки на сумму более 20 000 рублей. Помимо дисконтной карты Countdown госпожа Приходько получила футболку с символикой банка. Неужели именно ее продажа в 2008 году позволила получить доход в 2 с лишним млн? Бывают же, однако, футболки...

Самые бедные жены — Надежда Устинова, Марина Сечина, Галина Авдеева и Елена Шматко: доходов никаких. Но опять чудо: в собственности у госпожи Устиновой — супруги представителя президента в Южном федеральном округе — записан автомобиль Chrysler PT Cruiser, стоимость этой модели 2008 года выпуска сегодня колеблется от 1 до 1,5 млн рублей.
А вот супруга министра энергетики Шматко (доход превышает 14 млн рублей) чудесным образом может себе позволить ездить сразу на трех автомобилях: Porsche Cayenne, Toyota Prado и Toyota Land Cruiser. Совокупная стоимость этих авто составляет не менее трети годового дохода мужа.

Любимое авто
Если верить декларациям, чиновники из администрации президента и их жены предпочитают вне рабочего времени ездить на джипах фирмы Toyota (преимущественно модели Land Cruiser). На втором месте по популярности — Мерседесы, затем Лексусы, Ниссаны, Сузуки.

Правительственные же служащие и члены их семей предпочитают владеть Мерседесами. И только потом — Тойотами, Ауди и Порше. В любви к отечественному автопрому признались только три члена правительства: Путин, Зубков и Шойгу, которые владеют автомобилями ГАЗ не старше 1965 года выпуска.

Помощник президента Александр Абрамов в свободное от работы время должен ездить на ВАЗ-11193. В то время как его супруга Ольга, годовой доход которой составил всего 129 тыс. 300 рублей, — на Mercedes-Benz S 450. Если бы семья Абрамовых решила купить эти две машины сегодня, то им бы пришлось целый год ничего не есть, не пить, не тратиться даже на покупку туалетных принадлежностей. Потому что стоимость задекларированных автомобилей составляет от 4,8 млн до 5,1 млн рублей, а их совокупный доход — 3 млн 662 тыс. Надо полагать, автокредиты спасают не только простых соотечественников.
Не совсем ясно и то, каким образом у супруги министра юстиции Александра Коновалова в собственности находится автомобиль Porsche Cayenne, стоимость которого доходит до 6 млн рублей, если доход мужа — 3 млн 503 тыс., а самой владелицы — 62,5 тыс. руб­лей в год. Чудо бережливости?

Любовь к простору
Средним счетом на одного члена правительства, по расчетам The New Times, приходится 2054 м2 земли, 110 м2 загородной недвижимости или недвижимости в виде дома, 55 м2 жилой площади (квартиры) и 5,3 м2 гаражей. Но есть и отклонения.

Самый крупный землевладелец — семья министра обороны Анатолия Сердюкова — 53 400 м2. За ними следует семейство чрезвычайного министра Сергея Шойгу — 19 329 м2. Сергей Кужугетович известен также тем, что ему принадлежит, как говорят злые языки, самый красивый дом в форме пагоды на Рублево-Успенском шоссе. И если верить декларации — это 477,3 м2. По данным The New Times, эти золотые метры воздвигала финская компания Honka, у которой цены «кусаются»: 1 м2 такого дома должен был обойтись Шойгу в $1400–1600. Таким образом, семейству Шойгу, если верить клеветникам, при нынешнем уровне его дохода и уровне дохода его жены пришлось бы работать и ни есть ни пить целых четыре года, чтобы оплатить постройку дома.

На одного сотрудника президентской администрации приходится 3535 м2 земли, 175 м2 загородной недвижимости или недвижимости в виде дома, 138 м2 квартиры и почти 7 м2 гаражей.
Самая просторная квартира — у представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова: 360 м2, впрочем, есть еще и вторая, поменьше — 220 м2. А самый просторный дом в собственности у супруги Чуйченко — 900 м2.

Любовь к Родине
Любит ли простой гражданин России свою страну так, как любят сотрудники АП или члены правительства? Достоверно судить нет возможности. Но иноземная недвижимость в декларациях упоминается крайне редко. Муж президентского спичрайтера Джахан Поллыевой Михаил Казачков владеет в Италии убогим домишком в 149 м2. Впрочем, и доход Михаила Юрьевича — всего 6 млн 572 тыс. рублей. Помимо этого он знаменит тем, что является заслуженным пилотом России, гендиректором ЗАО «Русские вертолетные системы», председателем правления Ассоциации вертолетной индустрии и тем, что катается на мотоцикле BMW. Супруга Григория Рапоты, представителя президента в Приволжье, Татьяна Самолис также владеет недвижимостью за рубежом (квартира — 51 м2 в Черногории), как и уже известная нам госпожа Приходько (квартира на Украине — целых 142,3 м2). Министр культуры Александр Авдеев признался в том, что владеет квартиркой во Франции (38 м2), где он служил до повышения послом.

И все. Остальные высокопоставленные сотрудники АП и правительства не имеют за рубежом ни клочка земли, ни сараюшки.

Любовь к «Родине»
Вслед за первыми лицами государства российские чиновники предпочитают отдыхать на горнолыжных курортах под Сочи. И если Медведев с Путиным живут в своих резиденциях, то остальные лыжники останавливаются в пятизвездочном «Гранд-отеле «Поляна» у подножия построенного «Газпромом» горнолыжного комплекса. В этом отеле номер стоит от 5,5 до 19,5 тыс. рублей в сутки — в зависимости от сезона.

Не менее популярен среди госслужащих «Гранд-отель & SPA «Родина» в самом Сочи. Хотя цены тут уже сопоставимы с месячной зарплатой — от 12 тыс. за обычный номер до 160 тыс. рублей за апартаменты в сутки. Зато недавно отстроенная «Родина» предлагает помимо повсеместно практикуемых программ похудания и ресторана с интернациональной кухней талассотерапию (особый уход за телом при посредстве морских вод и разно­образных морепродуктов). А что? Лицо и тело чиновника — это практически лицо Родины. SPA Родины.

Мы не ели, мы не пили – бабу новую лепили

В прокат выходит «Обитаемый остров. Схватка» – продолжение новогоднего блокбастера по Стругацким, в котором мир Саракша превращается в красно-желтое месиво, а герои громко кричат.

Забудьте о Стране неизвестных отцов. Максим Камеррер и Гай Гаал прорвали блокпост и сбежали просить поддержки в свержении угнетателей к мутантам. Впрочем, о них тоже вскоре придется забыть – трусоватые изгои не помогут. Не спасут и варвары, спасет лишь подростковый максимализм и вера в кровавую справедливость. В бойне за мир, смешавшись в однородное красно-желтое месиво, погибнут друзья и враги. Останутся лишь Максим и Странник, самозабвенно выясняющие с помощью кулаков и подручных металлоконструкций, чья правда вернее – обезумевшего блондина-недоросля с гранатой или умного прогрессора, избегающего кровопролитий.

Не станем вслед за создателями картины называть «Схватку» сиквелом.

По словам Роднянского и Бондарчука, новый фильм имеет совершенно самостоятельную ценность и может быть показан зрителю, не пытавшемуся погрузиться в гламурный тоталитаризм Саракша из новогоднего «Обитаемого острова». Этому неожиданному заявлению вполне можно верить: как-то разобраться в происходящем будет одинаково сложно как видевшим предыдущий фильм, так и впервые оказавшимся на вывернутой наизнанку планете.

Как и в первой серии, «Схватка» сразу же погружает зрителя в мир, больше всего похожий на навороченную компьютерную игрушку. Количество трехмерной графики, цветофильтров и прочих искрящих спецэффектов зашкаливает. Разница лишь в том, что если прошлый фильм добросовестно окунал всех желающих в мрачноватый, подражательный по отношению к лучшим образцам кинофантастики, но искренне выписанный и потому притягательный мир, то нынешнее кинополотно больше напоминает куда более архаичную забаву вроде расстрела снежками любовно вылепленной снежной бабы.

Складывается впечатление, что стоило скрупулезно нарисовать и выстроить декорации, как из всей съемочной группы разом полезли внутренние хулиганы.

Хочется верить, что именно они, а не влюбленные в советскую фантастику взрослые кинулись наперегонки и с энтузиазмом крушить только что созданное и жать на все мигающие кнопочки подряд, начисто позабыв про зрителя, который искренне ерзает в кресле, пытаясь понять, что до него, собственно, пытаются донести.

Актерам в сложившихся обстоятельствах ничего не осталось, кроме как устроить какое-то совсем уж, простите, кавайное безумие в лучших традициях второсортного аниме: пучить глаза, дико орать, кидаться тяжелыми предметами и время от времени понарошку напарываться на что-то острое или горячее. Именно этим весь фильм занимаются молодые Петр Федоров и Василий Степанов, следуя за убеленным сединами Сергеем Леонидовичем Гармашом.

Именно так решают здесь философский спор бывший физкультурник Степанов и суровый Алексей Серебряков, который единственный здесь старается не потерять актерского достоинства и добросовестно доигрывает своего Странника.

Спор, конечно, решается согласно тексту Стругацких, а в финале перед глазами ошалевшего зрителя проносятся несколько поучительных сцен в духе утопического итога «марша несогласных», которых у авторов не было. Но эти кадры, скорее всего, останутся незамеченными на контрасте с блестящими сапогами и измазанными бутафорской кровью золотистыми кудрями. Несмотря на громкие политические заявления режиссера про страну и жопу, рассуждения о кризисе или возрождении либерализма здесь, право, не уместны, а тот факт, что ломать всегда попроще, всем и так известен.

И последнее. Конечно, «Обитаемый остров» станет вехой в современном кино, но лишь с точки зрения бюджета и затрат на спецэффекты. Место же национального блокбастера пока остается за совсем другим фильмом, в котором заигравшимся гражданам настоятельно рекомендовали выйти из сумрака.