|
Как живет самая известная база ВВС перед превращением в аэропорт бизнес-авиации
Пока знаменитые пилотажные группы «Стрижи» и «Русские Витязи» приземляются в Кубинке. А скоро там будут приземляться олигархи Дмитрий Медведев и Су-34: президенту на авиабазе в Кубинке понравилось |
Легендарный аэродром Кубинка готовится к переменам. Еще в апреле стало известно, что бизнесмен Сулейман Керимов собирается создавать здесь первый в России аэропорт бизнес-авиации. Базирующиеся на аэродроме пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» переподчинят Липецку, остальные полки расформируют.
Однако до сих пор информация и о новом терминале, и о будущем знаменитых пилотажных групп остается полностью засекреченной. Кажется, что ее охраняют куда лучше, чем сам аэродром: Министерство обороны отрицает, что в Кубинку пришли новые владельцы. А служащие здесь офицеры ждут перевода, говорят, что уничтожение авиабазы оставляет столицу без воздушного прикрытия, и боятся, что потеряют пилотажную школу, где уже 65 лет готовят высокопрофессиональных летчиков и, единственные в мире, выполняют групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях.
Разговоры о том, что Кубинка превратится в гражданский аэропорт, начались еще осенью. Зимой Министерство обороны объявило о расформировании целого полка и переподчинении Центра показа авиационной техники (ЦПАТ) имени И.Н. Кожедуба (туда входят знаменитые пилотажные группы «Стрижи», «Русские витязи», «Небесные гусары») Четвертому центру подготовки и переучиванию летного состава в Липецке.
Почти одновременно заместитель председателя правительства Московской области Петр Кацыв сообщил, что вопрос о строительстве Центра деловой авиации в Кубинке решен и на него уже выделено 6,5 миллиарда рублей. Заниматься им будет ЗАО «Аэропорт «Кубинка», зарегистрированное 12 марта 2008 года, владелец ООО «Нафта-Москва» (финансово-промышленная группа, контролируется Сулейманом Керимовым). Как подтвердил «Новой» Илья Гращенков, пресс-секретарь Министерства транспорта Московской области, проект строительства терминала с самого начала был связан именно с этой компанией.
Однако, судя по официальным заявлениям, для военного командования никакого проекта терминала не существует, и причина перемен — только реформа армии. 27 апреля главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин объявил журналистам: аэродром Кубинка остается в ведении ВВС. Пилотажные группы — на постоянном месте дислокации. А через неделю министр обороны РФ Анатолий Сердюков дал интервью «Российской газете», где сообщил: Кубинка как была, так и будет военным аэродромом, но «если (!) появятся какие-то серьезные предложения со стороны бизнеса, мы готовы рассматривать их в части совместной эксплуатации».
Возможно, министр не знал, что такие предложения уже существуют? Однако 17 апреля министр транспорта Игорь Левитин в письме к Анатолию Сердюкову предлагал рассмотреть вопрос «о выделении на аэродроме Кубинка сектора гражданской авиации» и просит открыть его для «международных полетов гражданских воздушных судов». При этом Игорь Левитин говорил о проекте как о деле уже решенном, «реализуемом Министерством обороны при участии ЗАО «Аэропорт «Кубинка».
И Росавиация, и «Нафта-Москва» комментировать строительство бизнес-терминала отказываются. Как заявил «Новой» начальник службы информации ВВС полковник Владимир Дрик, о существовании ЗАО «Аэродром «Кубинка» ему известно из газет, «если и есть задумка (выделить на аэродроме сектор гражданской авиации) — информации об этом в ВВС нет». После этого полковник почему-то отказался назвать свою фамилию.
Новый старый
«Новый городок» Кубинки похож на все военные поселки сразу. Никакой охраны, тихие улицы в зарослях сирени, немногочисленные продуктовые магазины. Чисто: на уборку улиц выгоняют даже офицеров. «Больше некого», — говорят они. Главный транспорт в городке — велосипед. В обеденный перерыв к столовой инженерно-технического состава»съезжаются, крутя педали, люди в одинаковом камуфляже.
За последние годы городок не менялся, а только старел: опустели КПП, пошел ямами асфальт, облезла краска с пятиэтажек. Кажется, что Москва не в шестидесяти, а в паре тысяч километров отсюда.
На центральной площади городка, подняв руку с натруженным указательным, Ильич залихватски показывает на памятник истребителю. Краска с самолета облупилась, придавая ему вид бывалый, но понурый. В середине центральной площади тротуар провалился, и в песке возится десяток малышей.
В рабочее время улицы городка заполняют женщины с колясками. Ирина, жена офицера охраны Кубинки, гуляет с двухлетней дочкой. Вот уже полгода муж Ирины приносит со службы противоположные новости: то его полку приказывают готовиться к переезду в Липецк, то обещают оставить в Кубинке как минимум до 1 декабря, то выводят за штат для переподчинения другому полку. Толком ничего не объясняют: командование не разговаривает, оно приказывает. А скорее не знает ничего и само. Если полк переведут, служебную квартиру придется вернуть, Ирине — искать работу, ребенку — детский сад.
«Ну кто нас в Липецке ждет? — говорит Ирина. — На что там жить?»
Каждое утро электрички и автобусы от Кубинки до Москвы заполняют женщины. Неловко говорить, но тех, кто — пользуясь стилистикой Министерства обороны — обеспечивает безопасность Родины, содержат жены.
Кубинская арифметика
Офицерское общежитие в Новом городке — одноэтажный бревенчатый барак, выкрашенный веселенькой зеленой краской. Внутри — длинный коммунальный коридор. Между выставленными в коридор шкафами остается узкий захламленный проход.
В общей ванной — облупившиеся раковины в рыжих разводах, открытый постороннему взгляду семейный скарб. Худая светловолосая Юля отрывается от мытья посуды, нервно говорит: «Здесь? Да 13 лет уже… В общежитие только недавно повезло попасть».
В комнате между шкафами семья Юли живет впятером: муж — авиатехник 226-го отдельного смешанного транспортного полка, сама Юля и трое их сыновей. Юля не работает: двое детей совсем маленькие, а в детский сад их не берут — говорят, полк скоро передислоцируют, а мест и для тех, кто останется, не хватает.
Куда отправят мужа, она пока не знает. В рассказе Юли — безнадежность полностью зависимого человека. До военной пенсии мужу осталось четыре года. Уволиться раньше — значит остаться без пенсии, без профессии (кому на гражданке нужен военный авиатехник?), без жилья. В очереди на квартиру семья стоит все 13 лет. Оказаться на новом месте — значит начать с нуля. В какой бы Липецк ни отправило командование, как бы ни было сложно найти там детский сад и работу для Юли, семья поедет туда. Для справки: зарплата главы семьи — 16 тысяч рублей.
В принципе все это имеет мало отношения к продаже Кубинки, бизнес-авиации, к ЗАО «Аэропорт «Кубинка». Я не знаю, обойдется ли страна без пилотажных групп, и угрожает ли национальной безопасности перевод военных частей в провинцию. Но я не знаю и того, как семья из пяти человек может прожить на 16 тысяч рублей в месяц. Министр обороны Сердюков, мне кажется, не знает этого тоже.
А был ли летчик?
29 марта Кубинку посетил президент Дмитрий Медведев («Муж две недели сапоги не снимал», — комментирует Ирина). Посмотрел на самолеты, полетал на Су-34, поговорил с летчиками. Один из них сообщил, что его зарплата за февраль составила 110 тысяч рублей. По телевизору показывали этого летчика, в Кубинке запомнили его лицо. Вживую его, правда, здесь никогда не видели, предполагают, что он из Липецка. Оно и к лучшему: слишком многие тоже хотели бы спросить его о зарплате. В среднем, говорят офицеры, они получают 15—16 тысяч рублей. Если вычесть штрафы за опоздания — иногда выходит 11. Эта цифра действительно похожа на 110.
— Вот зачем он это сказал? Мне даже теща позвонила, смеется: где твои деньги? — говорит бортмеханик Виктор. — Может, он такой всего один летчик в ВВС. А может, его вообще нет.
Виктор служит в эскадрилье, обеспечивающей реализацию договора «Открытое небо». («Открытое небо» — международный договор по контролю над вооружениями.) Насколько знают сами военные, ее, как и все пилотажные группы, пока оставляют в Кубинке, но переподчинили Липецку. Зачем? Вот как ситуацию прокомментировал «Новой» Владимир Дрик (служба информации ВВС): «Это связано с формированием нового облика Вооруженных сил РФ в рамках военной реформы, которая, как и любая реформа, предназначена для оптимизации». Вам понятно? Вот и военным — нет.
Ясно только одно: пилотажные группы пока остаются на прежнем месте, неизвестно, надолго ли. Но остальных военных и даже медсанчасть расформировывают.
«Представьте: придут к нам бизнесмены. Отремонтируют взлетную полосу, построят ангары, поставят свою охрану, оборудование. А мы всем этим будем пользоваться бесплатно. Чем плохо?» — рисует мне картину один из руководителей ЦПАТа. Серьезный вроде человек…
В неофициальных разговорах летчики говорят другое. Военные самолеты взлетают и садятся слишком часто. Их много, и они явно будут мешать набору высоты и эшелонированию гражданских самолетов. Какой владелец бизнес-джета, спешащий на деловую встречу, захочет ждать, пока пролетит пилотажная группа истребителей? В общем, военнослужащие ЦПАТа уверены: их тоже отсюда уберут. Но потом, когда бизнес-терминал будет готов к работе, а шум вокруг передачи Кубинки поутихнет. «Хотя вдруг и правда не тронут?» — надеется каждый.
Сначала военнослужащие Кубинки предполагали, что Сулейман Керимов пришел в Министерство обороны и предложил купить аэродром. Теперь думают иначе: Министерство обороны само выставило аэродром на продажу. А Керимов просто выиграл тендер.
226-й «смешной»
Сразу за памятником Ленину — КПП для прохода на аэродром. А метрах в двухстах сбоку — неохраняемая народная тропинка. Еще полкилометра, и начинаются авиационные ангары, площадки с истребителями и взлетная полоса. Один за другим поднимаются в воздух самолеты, это проводит испытания соседний авиаремонтный завод.
В самом последнем здании — штаб 226-го отдельного смешанного транспортного полка. Раньше он обеспечивал работу пилотажных групп, теперь готовится к расформированию. Как авиабаза сможет существовать без него — непонятно.
Многим военным 226-го «смешного» уже пришли направления на новые места службы. Многие ищут работу самостоятельно, вертолетчики переходят в МЧС и МВД. Военные пенсионеры увольняются.
Большая часть самолетов полка перебазирована в подмосковный Чкаловский, вертолеты Ми-8 — на военный аэродром в подмосковное Малино. Немногие оставшиеся Ан-26 тоже скоро отправятся на другие авиабазы. Поговаривают, что часть неисправных самолетов, стоящих без движения в Кубинке, теперь распилят на металлолом: это дешевле, чем чинить и продлевать ресурс.
На подходе к штабу меня наконец задержали: сначала остановил офицер из штаба, затем подъехала «Газель» с людьми в камуфляже, представившимися сотрудниками ФСБ. Когда меня уже сажали в машину, чтобы везти писать объяснительную, от штаба донесся обрывок разговора:
—…110 тысяч в месяц, так Медведеву и сказал.
P.S. Складывается ощущение, что Министерство обороны намеренно искажает или замалчивает информацию о судьбе авиабазы — информацию, которая интересует не столько журналистов, сколько самих офицеров Кубинки. «Новая» ждет официальных сведений о будущем авиабазы от пресс-службы Министерства обороны.
15.06.2009
Путин лично вступился за знаменитую авиабазу Кубинка
«Стрижи» останутся в Кубинке |
Премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение, по которому знаменитая база ВВС исключается из перечня аэродромов совместного базирования, то есть остается в ведении Военно-воздушных сил РФ.
Напомним: весной стало известно о планах создания на базе Кубинки первого в России аэропорта бизнес-авиации. Проектом должен был заниматься владелец «Нафта-Москвы» Сулейман Керимов, специально для этого было создано ЗАО «Аэропорт Кубинка». Еще раньше руководство ВВС объявило о расформировании базирующегося в Кубинке 226-го транспортного полка и переподчинении Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба (туда входят знаменитые пилотажные группы «Стрижи», «Русские витязи» и «Небесные гусары») Четвертому центру подготовки и переучивания летного состава в Липецке. Часть военных уволились или были переведены в другие части, остальные ждали перевода и говорили о гибели знаменитой пилотажной школы.
Все это время Министерство обороны или намеренно искажало, или замалчивало информацию о судьбе Кубинки, охраняя ее от журналистов и самих офицеров. Теперь в своем официальном заявлении министерство объявило, что «военно-воздушные силы в рамках перехода на новый облик не рассматривают вопрос исключения из состава аэродромной сети боевой авиации ВВС аэродрома Кубинка. На данном аэродроме сохраняются существующие структурные подразделения, в том числе Центр показа авиационной техники ВВС».
Летчики, впрочем, замечают: ничто не мешает Министерству обороны позже снова внести Кубинку в тот же перечень, только с бизнес-структурой Сулеймана Керимова (или любой другой) в качестве второго пользователя. А пока передача военного аэродрома в гражданские руки как минимум откладывается.
А в это время
До сих пор вместе с военными пилотажными группами на аэродроме базировался Кубинский авиационно-технический спортивный клуб РОСТО, где готовили парашютистов и пилотов-любителей. Еще в конце апреля дирекции аэроклуба сообщили, что готовить здесь пилотов командование ВВС не планирует и клуб должен освободить свою территорию. Теперь в официальном заявлении Министерство обороны утверждает, что аэроклуб «продолжит использовать возможности аэродрома Кубинка».
06.07.2009