— Уезжать в Китай вроде не очень прилично. Но за последние лет пять в Китай уехали 500—600 тысяч россиян. Это не только мои подсчеты, те же числа фигурируют в китайской прессе. Гражданство в Китае получить нереально, постоянный вид на жительство — чрезвычайно сложно. Живут по разным визам. Уехавшими я считаю всех, кто находится в Китае более полугода в году. Я могу сказать, от чего я уехал. От застоя. От невозможности что-то поправить в политике и экономике, как ни старайся. Я действительно считаю, что эра честного предпринимательства в России пришла к концу. Теперь ты можешь быть успешным только в паре случаев: если ты «убегаешь» от налогов или «сидишь на трубе». Мне нравится один анекдот. «Мальчик детсадовского возраста ерзает на лавке в электричке. Он возбужден, сжимает кулачки, нетерпеливо прерывает маму. А та с выражением читает ему мрачную сцену из сказки: «Чиполлино, Чиполлино, сынок!» — звал, растерянно оглядываясь по сторонам, бедный старик, когда его уводили солдаты… — Все, хватит! — Негодование мальчика достигло предела. — Почему они терпят?! — Ну у принца Лимона большая охрана, армия… — Но ведь остальных больше! Их же много! — Мальчик в отчаянии. — Чего ж они?! Мама пытается подобрать успокаивающую реплику, когда мужчина напротив отрывается от своей газеты и, взглянув поверх очков на революционно настроенного мальчика, громко, отчетливо проговаривает: — Потому что они овощи. Это про овощи сказка…» |
вторник, 16 августа 2011 г.
Еще несколько лет назад невозможно было представить, что полмиллиона россиян уедут в Китай.
Дэвид Линч - "Crazy Clown Time"
Американский кинорежиссер и сценарист Дэвид Линч выпускает дебютный сольный альбом. Первая сольная работа известного режиссера получила название «Crazy Clown Time». Альбом увидит свет 8 ноября 2011 года, как сообщает об этом Pithcfork. За выпуск пластинки «Crazy Clown Time» Дэвида Линча отвечает звукозаписывающий лейбл «Sunday Best Recordings».
Дебютный сольный альбом «Crazy Clown Time» это абсолютно самостоятельно сделанная музыкальная работа режиссера, который является лауреатом премии «Золотая пальмовая ветвь» в 1990 году, обладатель приза Каннского кинофестиваля за режиссуру в 2001 году и приза за вклад в мировой кинематограф - «Золотого льва» в 2006 году. Линч сам написал, спел и выступил продюсером всех песен своего сольного альбома. Режиссеру в работе над его дебютным альбомом помогал звукорежиссер Дин Херли, который подыграл Дэвиду Линчу на гитаре и исполнил для пластинки несколько ударных партий. |
Пусть сдохнут!
В недрах минздравсоцразвития зреет антитабачный законопроект, драконовские меры которого запрещают продажу сигарет в киосках, курение в публичных местах, установку минимальной цены на пачку сигарет, резкий рост акцизов и введение системы ЕГАИС для табачных компаний наподобие с водочными. Если законопроект в таком виде будет принят Госдумой, пачка самых дешевых сигарет будет стоить 61 рубль. Но эффект от реализации закона впечатляет: к 2014 году, как указывается в экономическом обосновании проекта, сумма акцизов в бюджет увеличится в 4 раза, достигнув 466 млрд. рублей, сообщает РБК. Проект закона включает практически полный запрет на курение в общественных местах – по сути, курить можно будет только на улице или в собственной квартире. Полностью планируется запретить в поездах, на пассажирских судах, в аэропортах. Даже у входа на вокзал или аэропорт покурить будет нельзя – придется отойти на 10 м. С 2015 года запретят курить в гостиницах, кафе, ночных клубах – под запрет попадут и кальяны. Вне закона – нюхательный и жевательный табак. Под удар попадает малый бизнес: с лета-2013 продажа сигарет в торговых точках площадью менее 50 кв. м будет незаконной. А в более крупных магазинах сигареты пропадут с прилавков – покупателю будет разрешено выдавать только прейскурант для выбора товара. А цена сигарет вырастет за счет акцизов – их долю в конечной стоимости пачки планируется довести до 50%. То есть ставки акцизов придется увеличить на 470%, а конечная стоимость пачки вырастет в три раза – с 17 рублей, к примеру, до 61. А с 2015 года законопроект предусматривает введение системы ЕГАИС для производителей табачных изделий, а также установление минимальных розничных цен – по аналогии с алкоголем.
|
Премьера картины Андрея Смирнова «Жила-была одна баба».
На закрытии кинофестиваля в Выборге состоялась долгожданная премьера картины Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Таких масштабных фильмов на эту тему в России не снимали давно, если снимали вообще. И потому что дорого — проект Андрея Смирнова стоит $6 млн, и потому, что режиссеров, способных говорить на тему уничтожения русского крестьянства в Гражданскую войну, практически не осталось. Возможно, поэтому, когда смотришь фильм Смирнова, не покидает ощущение, что он выходит за пределы кинематографа, занимая территорию литературы. И смотреть его надо, как читают толстые романы классиков. Как «Красное колесо» Солженицына — долго и мучительно. С ним нужно жить, его надо пересматривать снова и снова. И через не могу, и через не хочу. Фильм Андрея Смирнова родом оттуда, из русской литературы. И вопросы, которые он ставит, все те же — проклятые. Действие картины разворачивается в Тамбовской губернии с 1909 по 1921 год. В центре сюжета — судьба простой русской бабы Варвары (Дарья Екамасова), которую «не спросимши» выдали замуж — как мешок зерна купили. Ее насилует сперва муж, потом — всякий, кому не лень. Потому что не человек. Потом война, революция, Гражданская война, зверства продотрядов, Антоновское восстание заморенных голодом крестьян и его жестокое подавление. Между этим — годы выживания, грязь, насилие, двое детей неизвестно от кого. Среди расстрелянных участников восстания — Давид Лукич (Алексей Серебряков), единственный, которого Варвара полюбила. Картина Андрея Смирнова сделана в пику любой идеологии — и той, где революция была рабоче-крестьянской, и любой другой, где дореволюционное прошлое России выглядит утраченным раем. По версии Смирнова, ген самоистребления заложен в нас самих, он как бомба замедленного действия. И наш русский апокалипсис случился в 1917 году. Не могло его не случиться. И если 1917-й — это конец, кто скажет, где начало. Палитра Смирнова не знает светлых тонов, его фильм беспросветен. Русские крестьяне пьют как скоты, живут как скоты и как скоты умирают. Свои грабят и расстреливают своих же. И нет на земле народа страшнее, чем русский, и не любит нас Бог. В финале очистительный ливень смывает все грехи — легенда о граде Китеже становится парафразом вселенского потопа. И если фильм Смирнова и пытается что-то объяснить, так только то, что было, есть и будет. И умом не понять, и деньгами не исправить. Национальный характер, генная структура. Но при этом «Жила-была одна баба» остается фильмом русским, пуповиной связанным с классической русской литературой. И честен он, как русская литература, как бунинская «Деревня». И не дает человеку шанса на человеческое, как не дают его великие русские писатели. Плакать здесь не над кем — можно только оплакивать. Людей нет, и нет идей, и идти больше некуда. А то человеческое, что проскальзывает, — впроброс и дальше. Андрей Щиголев Фильм о съёмках http://andreeva54.livejournal.com/547586.html |
Медведев, Сколково, рок-н-ролл
Один из древнейших ритуалов человечества связан с самовыражением с помощью ритма и мелодии. Речь у людей появилась намного позже, чем музыка. Когда-то музыка не была связана с искусством — песня, танец, повседневная жизнь — все было едино. Все когда-то имело свое измерение, которое было связано с непостижимой властью звука и ритма. Человек начинает общение с миром еще до своего рождения. Еще в чреве матери ребенок слышит. После двадцати недель беременности уши эмбриона начинают воспринимать внешние звуки, но и до этого мы различаем три ритма, три вибрации — сердцебиение матери, ее дыхание и ее голос. Звук дает человеку одно из первых его переживаний в жизни: слух развивается раньше всего остального — именно поэтому музыка обладает таким глубоким воздействием на него. От музыки меняется химия мозга и люди испытывают удовольствие или раздражение, меняется сам человек. Звуковые вибрации даже способны вызвать церебральный ритм. Они перекрывают все остальные волны и приводят к состоянию сознания, которое буддисты называют высшим. Исполняя мантры, молящийся достигает «неполной нирваны» — просветления в этой жизни. В некоторых африканских племенах с помощью музыки и танцев испытывают оргазм, что тоже неплохо. Гитлер покорял нацию тоже звуком, своим голосом. Его выступления доводили миллионы немцев до исступления. Содержание речей роли практически не играло. Людей покоряла «ярость безумного вождя, его гортанный, переходящий в пронзительный фальцет голос». The Beatles без лишних слов (кто тогда понимал по-английски?) перевернули сознание целого поколения советской молодежи, будущих защитников Белого дома. Звук, музыка — мощное оружие влияния. С помощью музыки человек способен обрести определенные качества или избавиться от них, достичь изменений не только своего характера, но и стиля отношения к жизни вообще, что непременно сказывается на состоянии общества. Изменения могут происходить в разных векторах: важно, что мы слушаем — фа-мажорную сонату Моцарта, «Kind of blue» Майлса Дэвиса или интерьерную клубную музыку, плосковатые диско и т.д. По музыкальному вкусу человека можно даже догадываться о его политических предпочтениях. Трудно представить крайнего радикала или «патриота», слушающего Баха или Стива Вандера — этих учителей человечества. (Большой любитель Вагнера — исключение, в нем больше говорил художник.) А вот любитель джаза, скорее, демократ, чем сторонник авторитаризма. Нам не должно быть безразлично, что мы слушаем, что слушают наши дети, наше окружение и, как это ни пафосно, страна. Президент Медведев неоднократно признавался в любви к хард-року и Deep Purple, своей любимой группе. Хороший выбор, но на мой вкус, в Led Zeppelin больше музыки и блюза, новаторского звучания, виртуозной игры и пения, разнообразной ритмики и драйва, а второй альбом группы, пожалуй, лучший в истории рока. А вот президент Обама пригласил в день инаугурации в Белый дом свою любимую группу Earth, Wind and Fire. Earth, Wind and Fire, великая группа всех времен и народов, дала миру красивейшие мелодии, богатые, сделанные с большим вкусом аранжировки, с безупречным инструменталом и вокалом, а ее лидер и основатель Морис Уайт — один из лучших композиторов. Его «Fantasy», наверно, лучшая из миллионов песен написанных с использованием секвенции*. Если кто-то не знает, скажу, что кавер-версий на песни этого коллектива сделано не меньше, чем на песни Стива Вандера и The Beatles. Чувствуете разницу? Она не только музыкально-стилистическая. Любимую музыку Обамы нельзя слушать, точнее, нельзя слышать без напряжения слухового и мозгового аппарата «до каждой ноты». Долгие годы «объемного и сквозного» прослушивания подобной музыки, «тренировки» слуха и мозга невольно приучают человека слышать и людей тоже. В любимой музыке Медведева содержится много положительной энергии, но если эта энергия не находит выхода, в человеке развивается инфантилизм. Выбор Медведева типичен для «продвинутой» московской и питерской молодежи тех лет. К сожалению, мимо той, да и этой молодежи прошла масса другой замечательной музыки, что сказалось на уровне «музыкальности» в России. Исследования Современной школы музыки показали**, что в столице России процент людей с музыкальным слухом и особенно чувством ритма ниже показателей всех европейских столиц (9) и бывших республик СССР (7), где были проведены исследования. Уверен, что по сравнению со странами западного полушария, особенно США, Бразилии и Кубы — мировых центров современной музыки, разница будет еще больше. Это можно объяснить объективными географическими, климатическими, историческими и другими причинами. Но на протяжении десятилетий ситуация усугубляется непрекращающимся воспроизводством откровенно слабой музыки в исполнении так называемых «звезд». Поколения слушателей перемолото трехаккордным ужасом (не путать с блюзовыми). Сейчас пошлость, безвкусица и в результате низкое качество проявляется почти во всем: в отношениях, в поведении, в одежде, в еде, в бизнесе, в искусстве и т.д. и преподносится как лучшее. В эпоху глобализации это происходит везде, но у нас принимает особо гипертрофированный вид, еще раз демонстрируя наш провинциализм. Абсурдно, что далеко не изысканный вкус нескольких монополистов (в СССР — государства) должен распространяться на всю страну. Результат? Пожалуйста — ни одного хита или исполнителя даже европейского уровня на протяжении всей истории советской, российской неклассической музыки. Не хочу повторяться и ругать попсу: сказано и написано достаточно. Я о «русском роке». Судя по частым встречам президента России с нашими рокерами, можно предположить о большом значении, которое придают в Кремле этим встречам в электоральном смысле. Но беда в том, что «русский рок» приветствуется и в эстетическом понимании. «Русский рок» — это отдельная песня. Все достаточно неплохо шло с середины 60-х годов. Играли лучшие западные стандарты и мало-мальски развивались. Но музыка становилась сложнее, и требовалось более профессиональная подготовка. А рокеры тех лет были просто модные ребята, освоившие несколько аккордов и простых стандартных ходов (многие до сих пор так играют). Однако неистребимое желание непременно быть автором-композитором вылилось в собственные сочинения на русском языке и поменяло вектор развития. Из-за недостатка музыкальной подготовки акцент был сделан на слова и оправдывался своей социальностью. В результате «русский рок» выработал собственный, узнаваемый, но некрасивый, в основном в минорных тонах (в мажоре рок писать труднее) угрюмый, смурной стиль — звучит уныло и наводит тоску. Музыка «русского рока» в основном была и остается слабой. Может быть, если бы в свое время пели на непонятном суахили или продолжали на английском (лучший язык для пения — много гласных звуков), больше внимания бы обращали на звучание, гармонию, ритм, аранжировку или исполнение. Откровенно говоря, абсолютно все равно, о чем поется в арии Nessun dorma. Красота и энергия музыки самодостаточна и всегда затмевает красоту и энергию слова, хорошая нота «до» всегда сильнее любого слова и говорит о большем. Слова ничего не могут добавить к музыке, они фон. Если это происходит, то только от бедности музыки. Русские рокеры так и не вышли из подъездов и не отошли от костров. А когда времена изменились и слова потеряли свою актуальность, популярность «русского рока» упала, потому что в осадке всегда остается музыка. Мы часто любим повторять — «в начале было слово», абсолютно серьезно полагая верховенство «слова» над всем остальным. Если это так, то КПД великой русской литературы мог быть и больше. Сколько замечательных слов сказано и написано, но сильно ли это изменило к лучшему человека и жизнь людей в России? Так ли велико влияние слов на людей? В России — да, но все меньше и, кажется, только плохих. Современные технологии передачи информации используют слова по производственной необходимости, все больше как символы. Произошла девальвация слов, сократился их удельный вес в общем потоке информации, изменилось качество общения. Подавляющее количество огромной информации мы все больше и больше получаем визуально. С этим мощным потоком человек не справляется — глаз замылился. Он не может отличить хорошее от плохого, черное от белого, что можно проиллюстрировать на многих современных примерах. Но сейчас о другом: зрение все больше преобладает и подавляет слух — более глубокое и тонкое чувство, инструмент, аппарат, потому что зрение — довольствуется «виденным», а звук — развивает воображение. Мы ограничиваем развитие способностей человека, заставляя его еще с детства мыслить в основном вербальными и числовыми знаками. Речь и логика, как известно, сфера деятельности левого полушария мозга, в то время как правое — образного мышления. На протяжении долгого времени правое полушарие третировалось и рассматривалось как «бесполезное». Однако выяснилось, что для становления и развития творческой личности работа правого полушария чрезвычайно важна. В качестве «железного» аргумента часто приводят в пример истории двух физиков — А. Эйнштейна и Н. Бора. В детстве будущие гении с большим отставанием от нормы овладели устной речью и письмом. Это способствовало развитию «особых систем образного мышления», защищенной от вмешательства словесного мышления и традиционной логикой здравого смысла, не позволяя погубить зарождающуюся, порой парадоксальную, идею на корню. Большинство выдающихся математиков мыслило так же — образно. То есть в сферах сугубо логических, как физика и математика, для достижения высоких результатов одной логики недостаточно. Тут необходима интуиция образного мышления. Интуиция способна рассматривать проблему в целом, не применяя анализа, мгновенно сформулировать правильную идею решения. Интуиция это уже концентрированная форма знаний, опыта и логики. Ничто так не развивает образное мышление, как музыка. Особая структура мозга, связывающая оба полушария, у музыканта развита больше, чем у остальных людей. Это свидетельство того, что музыка стимулирует как обучаемость, так и творческую деятельность. У людей, занимающихся музыкой, выше IQ, лучше память, больше способности концентрироваться и развивать критическое мышление. Вот почему музыка должна стать основным предметом с первого класса обычной средней школы до окончания вуза. Структурируемый музыкой и искусством высокий уровень культуры среды, помимо эстетической красоты, развивающей человека, дает лучшие, если угодно, бизнес- и социально-экономические результаты. Быстрые результаты в разработке и коммерциализации новых технологий достижимы в особой творческой обстановке. Ни один ученый, изобретатель или топ-менеджер не создаст эту атмосферу так, как очень большой музыкант. Если планы модернизации не просто слова, следовало бы пригласить такого человека в Сколково, если согласится, назначить его «главным по атмосфере», и пусть внимают не словам, а музыке. В этом вопросе я не доверяю вкусу первого заместителя администрации президента: пожалуйста, никаких доморощенных рокеров по вызову — мелковато. Из ныне живущих есть одна кандидатура, по таланту и влиянию покрывающая десять нобелевских лауреатов по экономике и сто топ-менеджеров вместе взятых. Опять же — большая экономия. Президент Обама прислушивается к нему. Глядишь — за ним потянутся и другие выдающиеся «атмосферосоздатели» и «инновационщики». Последнее. Несколько тактов си-минорной мессы Баха или грациозно-утонченные произведения Антонио Карлоса Джобима, наверно, были бы убедительней стольких слов. Послушайте их — хорошая музыка улучшает здоровье. Ара АРЗУМАНЯН, * Повторение основной темы в определенном интервале в восходящем или нисходящем порядке. В современной неклассической музыке чаще всего используют повторение по нисходящей по полтона. Стандартный пример — знаменитые «Опавшие листья» Жозефа Косма. ** Меня всегда интересовал уровень музыкальности разных народов. Музыкальность определяется по двум основным показателям: музыкальный слух и чувство ритма. Это как проверка детей при поступлении в музыкальную школу: берется какой-то аккорд или музыкальная фраза и просят детей разложить аккорд на отдельные звуки или повторить мелодию, а в ритме повторить ритмический рисунок. По точно такой методике в разных странах я проверял на музыкальность людей в течение последних 20 лет. 15.08.2011 |