вторник, 16 августа 2011 г.

Медведев, Сколково, рок-н-ролл

 http://soft-files.net/uploads/posts/2009-12/1261435504_bxcfaiot4sywkif.jpeg

    Слова, слова, слова…
    У. Шекспир

    Одной любви музЫка уступает.
    А.С. Пушкин

                   

Один  из древнейших ритуалов человечества связан с самовыражением с помощью ритма и мелодии. Речь у людей появилась намного позже, чем музыка. Когда-то музыка не была связана с искусством — песня, танец, повседневная жизнь — все было едино. Все когда-то имело свое измерение, которое было связано с непостижимой властью звука и ритма.
Все культуры нашей планеты имеют свою особенную  музыку, которая выражает эмоции, чувства и мысли людей. Она передает знания, вобравшие в себя моральные ценности и традиции, рассказывая об истории и настоящем народов порой лучше, чем это делают ученые-историки и социологи. Музыка — это социальный феномен, проникающий всюду, и в отличие от идеологии сразу объединяет массы.

Человек начинает общение с миром еще  до своего рождения. Еще в чреве  матери ребенок слышит. После двадцати недель беременности уши эмбриона начинают воспринимать внешние звуки, но и до этого мы различаем три ритма, три вибрации — сердцебиение матери, ее дыхание и ее голос. Звук дает человеку одно из первых его переживаний в жизни: слух развивается раньше всего остального — именно поэтому музыка обладает таким глубоким воздействием на него.

От  музыки меняется химия мозга и люди испытывают удовольствие или раздражение, меняется сам человек. Звуковые вибрации даже способны вызвать церебральный ритм. Они перекрывают все остальные волны и приводят к состоянию сознания, которое буддисты называют высшим. Исполняя мантры, молящийся достигает «неполной нирваны» — просветления в этой жизни. В некоторых африканских племенах с помощью музыки и танцев испытывают оргазм, что тоже неплохо. Гитлер покорял нацию тоже звуком, своим голосом. Его выступления доводили миллионы немцев до исступления. Содержание речей роли практически не играло. Людей покоряла «ярость безумного вождя, его гортанный, переходящий в пронзительный фальцет голос». The Beatles без лишних слов (кто тогда понимал по-английски?) перевернули сознание целого поколения советской молодежи, будущих защитников Белого дома.

Звук, музыка — мощное оружие влияния. С помощью музыки человек способен обрести определенные качества или избавиться от них, достичь изменений не только своего характера, но и стиля отношения к жизни вообще, что непременно сказывается на состоянии общества. Изменения могут происходить в разных векторах: важно, что мы слушаем — фа-мажорную сонату Моцарта, «Kind of blue» Майлса Дэвиса или интерьерную клубную музыку, плосковатые диско и т.д. По музыкальному вкусу человека можно даже догадываться о его политических предпочтениях. Трудно представить крайнего радикала или «патриота», слушающего Баха или Стива Вандера — этих учителей человечества. (Большой любитель Вагнера — исключение, в нем больше говорил художник.) А вот любитель джаза, скорее, демократ, чем сторонник авторитаризма. Нам не должно быть безразлично, что мы слушаем, что слушают наши дети, наше окружение и, как это ни пафосно, страна.

http://s57.radikal.ru/i157/0905/b0/61b89f16c99d.jpg

Президент Медведев неоднократно признавался в любви к хард-року и Deep Purple, своей любимой группе. Хороший выбор, но на мой вкус, в Led Zeppelin больше музыки и блюза, новаторского звучания, виртуозной игры и пения, разнообразной ритмики и драйва, а второй альбом группы, пожалуй, лучший в истории рока. А вот президент Обама пригласил в день инаугурации в Белый дом свою любимую группу Earth, Wind and Fire. Earth, Wind and Fire, великая группа всех времен и народов, дала миру красивейшие мелодии, богатые, сделанные с большим вкусом аранжировки, с безупречным инструменталом и вокалом, а ее лидер и основатель Морис Уайт — один из лучших композиторов. Его «Fantasy», наверно, лучшая из миллионов песен написанных с использованием секвенции*. Если кто-то не знает, скажу, что кавер-версий на песни этого коллектива сделано не меньше, чем на песни Стива Вандера и The Beatles. Чувствуете разницу? Она не только музыкально-стилистическая. Любимую музыку Обамы нельзя слушать, точнее, нельзя слышать без напряжения слухового и мозгового аппарата «до каждой ноты». Долгие годы «объемного и сквозного» прослушивания подобной музыки, «тренировки» слуха и мозга невольно приучают человека слышать и людей тоже. В любимой музыке Медведева содержится много положительной энергии, но если эта энергия не находит выхода, в человеке развивается инфантилизм. Выбор Медведева типичен для «продвинутой» московской и питерской молодежи тех лет. К сожалению, мимо той, да и этой молодежи прошла масса другой замечательной музыки, что сказалось на уровне «музыкальности» в России.

Исследования  Современной школы музыки показали**, что в столице России процент людей с музыкальным слухом и особенно чувством ритма ниже показателей всех европейских столиц (9) и бывших республик СССР (7), где были проведены исследования. Уверен, что по сравнению со странами западного полушария, особенно США, Бразилии и Кубы — мировых центров современной музыки, разница будет еще больше.

Это можно объяснить объективными географическими, климатическими, историческими и другими причинами. Но на протяжении десятилетий ситуация усугубляется непрекращающимся воспроизводством откровенно слабой музыки в исполнении так называемых «звезд». Поколения слушателей перемолото трехаккордным ужасом (не путать с блюзовыми).

Сейчас  пошлость, безвкусица и в результате низкое качество проявляется почти во всем: в отношениях, в поведении, в одежде, в еде, в бизнесе, в искусстве и т.д. и преподносится как лучшее. В эпоху глобализации это происходит везде, но у нас принимает особо гипертрофированный вид, еще раз демонстрируя наш провинциализм. Абсурдно, что далеко не изысканный вкус нескольких монополистов (в СССР — государства) должен распространяться на всю страну. Результат? Пожалуйста — ни одного хита или исполнителя даже европейского уровня на протяжении всей истории советской, российской неклассической музыки.

Не хочу повторяться и ругать попсу: сказано и написано достаточно. Я о «русском роке». Судя по частым встречам президента России с нашими рокерами, можно предположить о большом значении, которое придают в Кремле этим встречам в электоральном смысле. Но беда в том, что «русский рок» приветствуется и в эстетическом понимании.

«Русский  рок» — это отдельная песня. Все достаточно неплохо шло с середины 60-х годов. Играли лучшие западные стандарты и мало-мальски развивались. Но музыка становилась сложнее, и требовалось более профессиональная подготовка. А рокеры тех лет были просто модные ребята, освоившие несколько аккордов и простых стандартных ходов (многие до сих пор так играют). Однако неистребимое желание непременно быть автором-композитором вылилось в собственные сочинения на русском языке и поменяло вектор развития. Из-за недостатка музыкальной подготовки акцент был сделан на слова и оправдывался своей социальностью. В результате «русский рок» выработал собственный, узнаваемый, но некрасивый, в основном в минорных тонах (в мажоре рок писать труднее) угрюмый, смурной стиль — звучит уныло и наводит тоску. Музыка «русского рока» в основном была и остается слабой. Может быть, если бы в свое время пели на непонятном суахили или продолжали на английском (лучший язык для пения — много гласных звуков), больше внимания бы обращали на звучание, гармонию, ритм, аранжировку или исполнение.

http://kvadro.ru/prodyuser_center/russian-rock1.jpg

Откровенно говоря, абсолютно все  равно, о чем поется в арии Nessun dorma. Красота и энергия музыки самодостаточна и всегда затмевает красоту и энергию слова, хорошая нота «до» всегда сильнее любого слова и говорит о большем. Слова ничего не могут добавить к музыке, они фон. Если это происходит, то только от бедности музыки. Русские рокеры так и не вышли из подъездов и не отошли от костров. А когда времена изменились и слова потеряли свою актуальность, популярность «русского рока» упала, потому что в осадке всегда остается музыка.

Мы  часто любим повторять — «в начале было слово», абсолютно серьезно полагая верховенство «слова» над всем остальным. Если это так, то КПД великой русской литературы мог быть и больше. Сколько замечательных слов сказано и написано, но сильно ли это изменило к лучшему человека и жизнь людей в России? Так ли велико влияние слов на людей? В России — да, но все меньше и, кажется, только плохих.

Современные технологии передачи информации используют слова по производственной необходимости, все больше как символы. Произошла девальвация слов, сократился их удельный вес в общем потоке информации, изменилось качество общения. Подавляющее количество огромной информации мы все больше и больше получаем визуально. С этим мощным потоком человек не справляется — глаз замылился. Он не может отличить хорошее от плохого, черное от белого, что можно проиллюстрировать на многих современных примерах. Но сейчас о другом: зрение все больше преобладает и подавляет слух — более глубокое и тонкое чувство, инструмент, аппарат, потому что зрение — довольствуется «виденным», а звук — развивает воображение.

Мы  ограничиваем развитие способностей человека, заставляя его еще с детства  мыслить в основном вербальными  и числовыми знаками. Речь и логика, как известно, сфера деятельности левого полушария мозга, в то время как правое — образного мышления. На протяжении долгого времени правое полушарие третировалось и рассматривалось как «бесполезное». Однако выяснилось, что для становления и развития творческой личности работа правого полушария чрезвычайно важна. В качестве «железного» аргумента часто приводят в пример истории двух физиков — А. Эйнштейна и Н. Бора. В детстве будущие гении с большим отставанием от нормы овладели устной речью и письмом. Это способствовало развитию «особых систем образного мышления», защищенной от вмешательства словесного мышления и традиционной логикой здравого смысла, не позволяя погубить зарождающуюся, порой парадоксальную, идею на корню. Большинство выдающихся математиков мыслило так же — образно. То есть в сферах сугубо логических, как физика и математика, для достижения высоких результатов одной логики недостаточно. Тут необходима интуиция образного мышления. Интуиция способна рассматривать проблему в целом, не применяя анализа, мгновенно сформулировать правильную идею решения. Интуиция это уже концентрированная форма знаний, опыта и логики. 

Ничто так не развивает образное мышление, как музыка. Особая структура мозга, связывающая оба полушария, у музыканта развита больше, чем у остальных людей. Это свидетельство того, что музыка стимулирует как обучаемость, так и творческую деятельность. У людей, занимающихся музыкой, выше IQ, лучше память, больше способности концентрироваться и развивать критическое мышление. Вот почему музыка должна стать основным предметом с первого класса обычной средней школы до окончания вуза.

Структурируемый музыкой и искусством высокий  уровень культуры среды, помимо эстетической красоты, развивающей человека, дает лучшие, если угодно, бизнес- и социально-экономические результаты. Быстрые результаты в разработке и коммерциализации новых технологий достижимы в особой творческой обстановке. Ни один ученый, изобретатель или топ-менеджер не создаст эту атмосферу так, как очень большой музыкант. Если планы модернизации не просто слова, следовало бы пригласить такого человека в Сколково, если согласится, назначить его «главным по атмосфере», и пусть внимают не словам, а музыке. В этом вопросе я не доверяю вкусу первого заместителя администрации президента: пожалуйста, никаких доморощенных рокеров по вызову — мелковато. Из ныне живущих есть одна кандидатура, по таланту и влиянию покрывающая десять нобелевских лауреатов по экономике и сто топ-менеджеров вместе взятых. Опять же — большая экономия. Президент Обама прислушивается к нему. Глядишь — за ним потянутся и другие выдающиеся «атмосферосоздатели» и «инновационщики».

Последнее. Несколько тактов си-минорной мессы Баха или грациозно-утонченные произведения Антонио Карлоса Джобима, наверно, были бы убедительней стольких слов. Послушайте их — хорошая музыка улучшает здоровье. 

Ара АРЗУМАНЯН, 
руководитель  Современной школы музыки 

* Повторение основной  темы в определенном  интервале в восходящем  или нисходящем  порядке. В современной  неклассической музыке  чаще всего используют  повторение по  нисходящей по  полтона. Стандартный  пример — знаменитые «Опавшие листья» Жозефа Косма.

** Меня всегда интересовал уровень музыкальности разных народов. Музыкальность определяется по двум основным показателям: музыкальный слух и чувство ритма. Это как проверка детей при поступлении в музыкальную школу: берется какой-то аккорд или музыкальная фраза и просят детей разложить аккорд на отдельные звуки или повторить мелодию, а в ритме повторить ритмический рисунок. По точно такой методике в разных странах я проверял на музыкальность людей в течение последних 20 лет.

15.08.2011


Комментариев нет: