Черная королева
Альбом "Let England Shake" британской певицы Полли Джин Харви заслуженно претендует на титул лучшей записи 2011 года. Финальную точку в истории об Англии, войне и мире поставила серия концертов Пи Джей Харви в лондонском "Альберт-Холле" 30-31 октября, один из которых посетил корреспондент "Ленты.ру". Концерты Харви давно уже не имеют ничего общего с тем буйством энергии, которое наблюдалось на ее выступлениях в конце девяностых. Маленькая женщина с пронзительным голосом сменила несуразно огромную гитару Gibson Firebird на странноватого вида и звучания гусли, отказалась от поп-лоска времен альбома "Stories From The City, Stories From The Sea", она больше не носится по сцене в коротких юбках, предпочитая им платья в пол. Музыка от всех этих внешних пертурбаций только выиграла - Пи Джей Харви сейчас, как в свое время Дэвид Боуи, очень хорошо чувствует время и умело использует новомодные музыкальные течения себе на пользу (в паре песен с "Let England Shake" музыкальные критики обнаружили яркие признаки так называемых "гипнагогии" и "чиллвейва").
О самом альбоме, который, как видно из названия, чуть ли не целиком посвящен родной для Пи Джей Харви Англии, сказано уже очень много. Но если вкратце, то пока он является не только лучшим творением в "женской лиге", но и одним из основных претендентов на первый номер в итоговых чартах года музыкальных журналов. До России Полли Джин в этот раз с концертами не доехала, поэтому смотреть и выяснять, почему люди уходят с концертов главной британской певицы с горящими глазами, пришлось в Лондоне.
"Альберт-Холл" - это, наверное, самая помпезная площадка Лондона, огромный обшитый красным бархатом и украшенный позолотой зал, в ложах которого сидели все первые лица Великобритании за последние 150 лет. С недавних пор Пи Джей Харви старается выступать именно в таких местах, к примеру, российские концерты в поддержку альбома "White Chalk" проходили на площадках МХАТа в Москве и "Мьюзик-Холла" в Петербурге.
Впрочем, несмотря на весь викторианский пафос, "Альберт-холл" оказался местом с простыми нравами, где в буфете продают не бутерброды с красной икрой, а обычный эль и сидр с чипсами по ценам местных пабов. Хрустеть чипсами прямо в зале никто не запрещает, равно как и выпивать, разве что курить нельзя, но это касается любого общественного помещения в Великобритании.
Мне удалось побывать на первом концерте Пи Джей Харви, который состоялся 30 октября. Зал был распродан практически полностью - единственное в обозримом пространстве свободное место было рядом со мной, крайнее в ряду. Пи Джей Харви вышла с небольшим опозданием, а по московским меркам так и вообще идеально вовремя.
Вся в черном, освещенная одним прожектором и с перьевым украшением на голове, Пи Джей Харви вместе со своим постоянным соавтором Джоном Пэришем, мультиинструменталистом и однофамильцем Миком Харви (в прошлом - музыкант Nick Cave & The Bad Seeds) и барабанщиком Жан-Марком Бутти. Никаких декораций, никакого особенного представления на сцене, только музыка, прекрасный звук и заполняющий весь "Альберт-Холл" пронзительный голос Пи Джей.
Программа практически полностью состояла из песен с "Let England Shake", что вполне понятно - концерты в Лондоне завершали тур в поддержку последней пластинки Полли. Немного перетасовав песни с альбома и разбавив их парой песен с предыдущего "White Chalk" и старыми хитами "Down By The Water" и "Angelene", Пи Джей Харви на полтора часа всецело завладела вниманием публики, которая даже разговаривать между песнями не решалась. После каждой песни следовали громкие аплодисменты, а потом в зале неизменно повисала какая-то магическая тишина, как послевкусие от хорошего вина.
Пи Джей Харви сейчас немного напоминает Бьорк - она давно уже делает музыку для себя, не слишком заботясь о том, как именно ее воспримут люди и сколько миллионов из них купит альбом. К счастью, в отличие от исландской инопланетянки, Полли не теряет связи с человечеством, и концерт в "Альберт-Холле" стал хорошим тому подтверждением. Акустика старинного зала раскрыла "Let England Shake" как нельзя лучше, сохраняя напряжение и некоторую интимность, присущую последним альбомам Полли Джин.
"Thank you, goodbye!" - такими были первые слова к публике, которые осмелилась произнести британская певица. Зал, поднявшийся с кресел, проводил ее десятиминутной овацией, и коронованная двойным Mercury Prize Пи Джей, конечно, вышла, взяла акустическую гитару и одна лицом к лицу с публикой спела "Desperate Kingdom of Love". Спустя несколько песен Пи Джей ушла окончательно, оставив волшебное покалывание в голове и ощущение причастности к чему-то великому, что только что свершилось на сцене.
Концертами в "Альберт-Холле" Пи Джей Харви завершила тур в поддержку своего последнего альбома. Что будет дальше, непонятно - замкнутая и не слишком жалующая журналистов Полли своими планами не делится. Впрочем, получая в сентябре 2011 года свою вторую премию Mercury Prize, она обмолвилась, что подобные признания заслуг дают певице силы работать дальше и делать новую музыку. Лучшего и не пожелать.
Павел Борисов
Комментариев нет:
Отправить комментарий