По мере развития кризиса от
начальства можно ждать сначала закручивания гаек в политике и чаяний
скорого улучшения внешней конъюнктуры в экономике – когда же станет
ясно, что всё это всерьёз и надолго, власть начнёт метаться: сперва
грызня и склоки внутри правящего клана, потом война за власть и суровые
чистки в элите, далее судорожные попытки хотя бы отчасти скопировать
советские подходы ("дёшево и сердито") – скорее всего, в основном
безуспешные.
Добавьте сюда "десакрализацию" основных фигур во
власти, которая происходит на наших глазах; раздражённость немалой
части профессиональных элит; всегдашнюю готовность народонаселения жить
"с фигой в кармане" – и получится такая адская смесь, что даже самый
отъявленный оптимист не сможет гарантировать сколько-нибудь
благоприятного исхода. Конечно, есть надежда, что ещё год-два мировые
центробанки своей эмиссией смогут поддерживать сравнительно высокие цены
на сырьё – но даже если и так (а это не факт), нет никаких признаков
готовности российской элиты использовать возможное временное окно для
экстренно необходимых мер: во власти царит благодушная уверенность, что в
целом всё идёт нормально. Поэтому наши прогнозы крайне пессимистичны –
учитывая всё вышесказанное (и многое другое, что не вошло в настоящий
материал), мы вполне допускаем повторение сценария конца 1980-х и начала
1990-х, а то и чего-то похуже. Звучит, конечно, мрачно – но что ж
поделать-то…
Всего
есть 47 тыс. школ: из них 1 тыс. аварийных (Роспотребнадзор запретил
работу 900) и куча ветхих; капитальный ремонт нужен 10 тыс.; канализации
нет в 25% школ, воды – в 20%, отопления – в 15%; у трети школ не
годятся столовые, у половины – медицинские кабинеты, у двух третей –
спортзалы. Вместо решения проблем власти издеваются, вводя новые
стандарты – по ним нужно закрыть 99% школ, у которых нет бассейна,
танцевального зала и электронного документооборота; СанПиН 2008 года
породил многочисленные отравления детей. В 1990-е годы закрылось 800
школ, в 2001-2011 – уже 16.4 тыс., в том числе свыше 2 тыс. – за 2010/11
учебный год. Если посчитать динамику школ на душу населения, то видно,
что в 1970-е везде шло снижение в рамках "укрупнения"; в 1980-е пришла
стабилизация; в 1990-е село медленно падало, а город держался; сейчас
идёт "оптимизация" – из-за которой сокращение школ в городах достигло
темпа 1970-х, а на селе и в целом в глубинке нынче просто катастрофа;
само собой, также уменьшается и количество учителей.
Неудивительно,
что деградация общественных систем вкупе с наплывом орд гастарбайтеров
побуждает многих "успешных" людей к эмиграции – хотя и тут Росстат не
видит проблемы: у него отъезд стабильно валится. Согласно официозу, в
2000-2008 годах в США уехало жить 25287 человек – штатовские власти
говорят, что приняли на ПМЖ 156790 россиян, т.е. в 6.2 раза больше.
Схожая картина по Канаде: у Росстата 6464 человек в 1999-2008 годах, а
канадские статистики дают 34118 – в 5.3 раза выше. В эти страны можно
уехать лишь по рабочим и учебным визам или программе независимой
эмиграции для специалистов – куда сильнее искажения там, куда можно
эмигрировать, просто купив жильё или нанявшись на сезонные (либо
строительные) работы. Так, у Росстата в 1997-2010 годах чистый отток в
Испанию равен 3090 человек – а мадридский Институт статистики говорит,
что в те годы число граждан России, являющихся испанскими резидентами,
возросло на 55775 человек: ошибка в 18.1 раза, в том числе в 2010/11
годах – свыше 20 раз; причём процесс эмиграции ускоряется. Зато приток
азиатов в Россию недооценён в разы – иначе как объяснить, что у нас
"вдруг" обнаружилось не то 5, не то 10 млн. нелегалов?
Падает
парк общественного транспорта – да, у домохозяйств всё больше
легковушек, но в затяжной кризис многие пользуются ими реже: так было у
нас в 2009 году – но число автобусов валится с 1991 года, причём после
2002 года процесс даже ускорился.
Большинство
преуспевающих стран в фазе процветания активно строит дороги – а Россия
их "сертифицирует": в 2006 году начальство нарекло городские улицы
"местными дорогами" – с тех пор они методично включаются в общий итог.
Новых дорог нет – просто уже имеющиеся порциями добавляются к сумме
обычных автодорог, создавая иллюзию роста; если же "местные дороги"
оттуда исключить, то выйдет неприглядная картина – даже в "лихие 1990-е"
протяжённость автодорог общего пользования с твёрдым покрытием выросла
на треть, зато с 2000 года она снизилась уже на 6%. Сокращение
железнодорожной сети стартовало в 1996 году – и в "стабильные 2000-е"
оно продолжилось: максимум, на что сподобилось РЖД – это запустить
"Сапсаны" по существующим путям. Для сравнения – Испания в годы куда
меньшего изобилия построила отдельные магистрали для скоростных поездов:
и теперь там обычный поезд едет со скоростью "Сапсана", а по новым
путям летят поезда-птицы со скоростями до 325 км/ч – российский "Сапсан"
проходит 442 км из Москвы в Нижний Новгород за 4 часа, а скоростной
поезд из Мадрида в Валенсию пролетает расстояние примерно на 10% меньше
за 1 час и 38 минут; это Испания – не Германия или Япония.
И еще много интересного ЗДЕСЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий