понедельник, 5 октября 2009 г.

"Яблоко" используют в качестве киллера

текст
Лидия АНДРУСЕНКО

Митрохин целился в "Справедливую Россию", а попал в свою партию

05 октября 2009

Нынешняя избирательная кампания в Мосгордуму могла войти в историю, как самая тихая и почти незаметная. К логотипу "Единой России" и ее партийным лозунгам про "слова, дела и ответственность" все давно уже привыкли (их, кажется, годами никто не снимает с растяжек и рекламных щитов), поэтому единственной новацией стали плакаты с призывом "Все на выборы!". О том, что этот выбор – партийный и персональный – действительно существует, можно только догадываться. Отыскать даже в центре города "визитные карточки" других партий, кроме ЕР – очень трудно, а за пределами Садового кольца практически невозможно.

В окружных и районных газетах (тех, что бросают в почтовые ящики) нет ни намека на то, что в выборах кроме кандидатов от "Единой России" участвуют и представители иных политических сил. Так московские власти воплощают в жизнь политическую реформу президента, в основу которой положена открытая конкуренция партий. Сами же единороссы объясняют все это простой заботой об избирателях: не надо надоедать им излишней рекламой и агитацией.

Но в самый разгар этой предвыборной кампании, до боли напоминающей застойные советские времена, случился большой скандал. Партия "Яблоко" подала иск в Мосгорсуд на депутата Госдумы Галину Хованскую, баллотирующуюся в МГД от "Справедливой России" (номер два в партийном списке). "Яблочники" обвинили Хованскую в "подкупе избирателей, злоупотреблении служебными полномочиями и в нарушении закона об интеллектуальной собственности".

Звучит серьезно, но суть "преступления" заключается в том, что Хованская на встречах с избирателями проводила бесплатные письменные и устные консультации по жилищным проблемам, бесплатно раздавала желающим свою книгу "Квартирный вопрос", а также номер своего думского телефона и адрес электронной почты. То есть делала то, чем она занималась долгие годы, и чем обязан заниматься депутат – реальной помощью людям. Несмотря на явно абсурдные доказательства вины, Мосгорсуд вынес вердикт исключить Галину Хованскую из списка партии "Справедливая Россия".

То, что произошло, называется простым словом – подлость, однако "яблочники" предпочитают говорить о политике. Нынешний лидер этой партии Сергей Митрохин даже не скрывает того, что обращение в суд – это политическая провокация. Он охотно комментирует журналистам ее цель. "Это сделано не из-за Хованской лично, а из-за политических причин, связанных со "Справедливой Россией". Хованскую выставили против нас на выборах, чтобы отбирать электорат, чтобы эта псевдооппозиция вытеснила реальную оппозицию из Мосгордумы. Реальная оппозиция – это "Яблоко" и КПРФ. Но мы будем бороться за свои голоса", – заявил он корреспонденту "Газеты". В интервью "Коммерсанту" Митрохин выразился еще откровеннее: "Справедливая Россия" при помощи Хованской "хочет провести в Москве большие перемены: сменить Лужкова на сверхпослушного мэра". Вот, собственно, и вся "яблочная политика": спасти Лужкова и спасти себя в МГД.

В этой грязной истории есть несколько аспектов. Первый – действительно политический: "Единая Россия" до смерти боится усиления оппозиции в столичном парламенте. Под предлогом "забракованных подписей" с выборов были сняты представители движения "Солидарность" и партии "Правое дело". Следующая мишень – "Справедливая Россия", в партийном списке которой немало достойных кандидатов, предложенных лично Хованской.

В одном из своих интервью Галина Хованская сказала, что ручается за этих людей, и "если еще кто-то из коммунистов и "Яблока" в Думу пройдет, то там наберется больше десятка оппозиционеров". Этого-то и не может допустить партия, привыкшая к своей монополии на истину. Страх перед реальной оппозицией и заставляет "единороссов" проводить спецоперации, подобные судилищу над Хованской, благо у них есть верные союзники – "яблочники", которых легко можно использовать, пообещав им одно-два место в столичном парламенте.

Аспект второй – "защита Лужкова". Характерной особенностью этой выборной кампании стал ловко вброшенный политтехнологами слух о том, что Кремль пытается убрать мэра Москвы, чтобы поставить на его место "послушного градоначальника", возможно, "питерского". Об этом тоже было поручено трубить во весь голос "Яблоку", чтобы, по крайней мере, у самих "яблочников" было хоть какое-то объяснение тому, почему эти "оппозиционеры" выступают единым фронтом с единороссами.

Исполнительный Митрохин забил в набат: "Справедливая Россия" и "Правое дело" выполняют "кремлевский заказ" – идут против Лужкова. На днях, на встрече с избирателями яблочный лидер пошел еще дальше: оказывается, и движение "Солидарность" тоже является "антилужковским кремлевским проектом". Это Путин, говорил он, заказал Немцову выпуск брошюр (речь идет об антикоррупционном докладе Бориса Немцова "Лужков. Итоги" – прим. ред.), чтобы избавиться от Лужкова. (Кстати, сам столичный мэр уже вжился в образ оппозиционера, заявляя, что именно он – единственный в стране критик правительства). Таким образом, в московской политике появилось новое, весьма любопытное направление: настоящей оппозицией считается тот, кто защищает Лужкова, а все, кто его критикует – это псевдооппозиция. По этой логике выходит, что и "Единая Россия" самая что ни на есть оппозиция к себе самой. Но логика не входит в представления Митрохина.

Аспект третий – "опасная Хованская". Как утверждают абсолютно все, без исключения, эксперты, именно Галина Хованская является в списках кандидатов в МГД единственным "неприятным сюрпризом" для Лужкова, его настоящим, а не мнимым оппонентом. Неприятность этого "сюрприза" была многократно усилена тем, что она шла на выборы именно от "Справедливой России". Эта сильная партийная команда со своим лидером могла реально потеснить в Думе единороссовско-яблочную клаку, способную только штамповать законы, спущенные из мэрии. "Галина Петровна Хованская – очень редкий и удивительный человек, – говорил несколько лет назад бывший лидер "Яблока" Григорий Явлинский. – Очень мало в нашей стране, и, тем более, в Москве, людей, которые с ее квалификацией, с ее уровнем подготовки, с ее жизненным опытом готовы отдавать столько сил, столько внимания людям... Все наши вожди обещали решить жилищную проблему. Все вожди обещали решить, а решает Хованская".

То, что проведенная "Яблоком" юридическая атака на Хованскую была инспирирована сверху, подтверждают не только сами "яблочники" (в частности, Семен Бурд, который в знак протеста выходит из выборного списка партии и складывает с себя полномочия заместителя Митрохина), но и тот факт, что за Хованской долгое время вели настоящую слежку: под видом сотрудников телеканалов "Доверие" и "Столица" снимали ее дом, подъезд, номер машины, встречи с избирателями. На суде эти видеоматериалы были представлены как доказательства ее вины.

Представители "Справедливой России" обратили внимание на еще один факт косвенно подтверждающий, что за кампанией против Хованской стоят более серьезные силы, чем просто "Яблоко"": иск против Хованской готовили те же юристы, которые подавали жалобы в суд против другого кандидата от "СР" Наталии Бородиной, баллотирующейся по 1-му округу (ЦАО). Жалоба о снятии Наталии Бородиной пришла от самовыдвиженца Николая Селезнева, интересы которого по доверенности представляет юрист Александр Дворовой. Тот же Дворовой готовил исковые документы против Хованской.

Сам этот суд был довольно странным: свидетели обвинения даже не знали, на какой процесс и зачем их пригласили и потому искренне говорили много хороших слов в адрес Хованской. Тот же Семен Бурд пишет в своем блоге: "Мосгорсуд снял Хованскую с выборов. В этом предложении ключевое слово – Мосгорсуд... Мэр Москвы в этом суде почти всегда побеждает". С чего это вдруг Мосгорсуд так охотно принял сторону "оппозиционной" партии "Яблоко", явно засуживая кандидата от "Справедливой России"? Ответ очевиден...

Разумеется, Хованская, как кандидат от "Справедливой России", была опасна не только для "единороссов", но и для "Яблока". Они отлично понимали, что прошлые выборы, в результате которых они получили аж два места в Думе – это не подведение итогов голосования москвичей, а личная милость Лужкова. Ему такая демократическая оппозиция в парламенте была нужна для декорации. На нынешних выборах все могло быть по-другому. Но желание любым, даже подлым способом остаться в Думе, сотворило с "яблочниками" горькую шутку: они реально помогли "Единой России" резко ослабить ее главного политического оппонента, но при этом морально убили свою собственную партию.

Как справедливо заметил политолог Александр Кынев, в истории отечественных выборов случился беспрецедентный политический суицид: "Глупость это или циничная подлость (если допустить, что партбоссы, осознавая электоральный провал, решили напоследок выслужиться в надежде на теплые местечки), или смесь того и другого (уже не имеет значения), но налицо политическая профнепригодность и вопиющее несоответствие интересам и ценностям основной массы того электората, на который ранее ориентировалась данная партия".

Хованская никогда не сказала ни одного плохого слова ни о партии "Яблоко", в которой она состояла до 2007 года, ни о ее представителях. В одном из последних своих интервью она призналась: "Если не пройдет в депутаты Евгений Бунимович, то я очень расстроюсь". А что же Бунимович, какую роль сыграл он в этой некрасивой истории? Сначала долго отмалчивался, не давая никаких комментариев, в результате чего у журналистов сложилось мнение, что он просто не в курсе событий. Но 2 октября в передаче на "Эхо Москвы" ведущий Сергей Бунтман задал ему прямой вопрос о Хованской. Что, мол, такое происходит?

Ответ Бунимовича: "В "Яблоко" сегодня пришло очень много других людей. Это протестный, настоящий электорат, настоящие оппозиционные люди, которые борются за свой малый бизнес, за Химкинский лес, против точечной застройки... Мы перестали с остальными демократическими партиями бороться за полпроцента самих себя... Нас загоняют в угол люди, которые выбрали комфортную жизнь в псевдопартиях кремлёвских. Почему они думают, что они могут делать всё, что угодно и критиковать, а "Яблоко" будет продолжать танцы?.. Выборы – это жёсткая вещь. И это хорошо знают те люди, которые в этом участвуют.... Я ничего против Галины Хованской лично не имею. Но партийная борьба и тот лидер, который стоит за ней, это тот лидер, который стоит за ней".

Как говорится, комментарии излишни. Но имеет смысл поговорить о партийном лидере, который стоит за Бунимовичем. И это четвертый аспект истории с Хованской – "нерукопожатный Митрохин". Партия "Яблоко" всегда позиционировала себя как локомотив демократических сил в стране, но никогда не отличалась договороспособностью с коллегами-демократами. У нее всегда находились какие-либо веские причины для того, чтобы с ними не объединяться, даже несмотря на то, что демократический электорат (который с каждым годом становился все меньше) этого настойчиво требовал. Более того, на всех выборах "яблочники", как правило, били своих, чтоб чужие боялись. "Чужие" росли и крепли, "свои" – хирели и умирали. Из партии, которая вела эту довольно странную политику, постепенно уходили самые достойные люди. Этот отток усилился после того, как лидером "Яблока" стал Сергей Митрохин – там начались еще и внутренние склоки.

Серьезной потерей для "яблочников", безусловно, стал уход Хованской. Именно она во многом создавала этой партии приличную репутацию. Митрохин, работая с Хованской на одном, в общем-то поле, – защита жилищных прав граждан – сильно уступал ей и по уровню квалификации, и по популярности среди москвичей и потому отчаянно ей завидовал. Он даже сменил стиль своей работы – не законотворчество, не конкретные консультации граждан по вопросам борьбы с чиновничьим беспределом стали его "коньком", а "кулачные бои" с ОМОНом и митинги перед телекамерой. Думал, что это поможет ему утвердиться в качестве главного "народного заступника". Не помогало. Его просто воспринимали, как "буйного".

В одном из интервью, отвечая на вопрос о Митрохине, Хованская сказала, что, увы, это не Явлинский: "Мне не нравятся методы его работы, которые не были раньше характерны для интеллигентного "Яблока". Я не умею сносить заборы, драться с милиционерами. У меня другие способы помощи гражданам. Считаю, что депутат должен быть, прежде всего, законодателем". Ох, и разозлился же Митрохин на Хованскую! На официальном сайте "Яблока" 28 сентября он выложил "высокоинтеллектуальную", как ему показалось статью под названием "Мегафон, болгарка и лом – орудия депутата".

Цитируем: "Хочется удивить, и может быть, неприятно тех депутатов, которые думают, что помочь избирателям можно, сидя в кабинете и "работая над законами". Вот Галине Петровне Хованской, например, не нравятся методы моей работы. (Далее идет ссылка на вышеуказанные слова Хованской – прим. ред.) Устарели, устарели представления Галины Петровны о депутатской работе в Москве. Видимо, давненько она не была в стенах МГД... Эффективная работа депутата в нынешних условиях должна сочетать классику и постмодернизм. Так что придется мне начать курс молодого бойца для депутата с перечня основных инструментов, которыми он должен научиться владеть, если не хочет ограничиваться просиживанием штанов на заседаниях, а намерен реально выполнять свои обязанности – защищать избирателей".

Свой "курс молодого бойца" по защите избирателей специально для Хованской Митрохин проиллюстрировал снимками себя самого: вот он с мегафоном в руке – на митинге, вот – с пилой-болгаркой что-то режет, вот – ломает забор ломом. В общем, делает то, что Хованской явно не под силу. Этот очередной пиар называется у Митрохина "постмодернизмом". Не менее "постмодернистским" выглядит и заявление Митрохина о том, что Хованская "ведет себя, как генерал Власов", и его обращение в суд.

Он последователен и в своей завистливой мести, и в своем разрушительном порыве: уничтожая самого сильного оппозиционного кандидата в МГД, он думает, что уничтожает "Справедливую Россию" и ломает репутацию Хованской. На самом деле он хоронит "Яблоко" и ставит точку на своей собственной карьере политика. В бурлящем от возмущения "Живом Журнале", превратившемся в эти дни в дискуссионную площадку бывших сторонников "Яблока" много комментариев о Митрохине. Самый мягкий из них таков: "Ему теперь никто из приличных людей не подаст руки".

Комментариев нет: