Когда
слушал трансляцию в интернете, не поверил своим ушам.
Когда читал,
отказывался верить своим глазам.
Насладился
приговором по делу «пуссек». Ранее уже высказывался, пожалуй, первым из
юристов о самом деле и о приговоре. Напомню суть моей позиции.
Певуньи-феминистки вторглись в храм Христа Спасителя, взобрались на
амвон, пошумели, подвигали конечностями, хотели спеть песню в жанре
панк-молебна Богородице, чтобы прогнала Путина, спеть не удалось: из
храма их выдворили, а песня была затем выложена в интернете.
Такие поступки не приветствует не только
общественная мораль, но и право. Действия Толоконниковой со товарки
прямо описаны статьей 5.26 Кодекса об административных правонарушениях:
«Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими
предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики». Есть в этом
кодексе еще одна статья — «Мелкое хулиганство». В принципе тоже
подходит. Но она носит более общий характер, наказывая за разного рода
действия, нарушающие общественный порядок, а в юриспруденции есть
правило, что при конкуренции специальной и общей норм применению
подлежит специальная.
Но
этот правовой принцип имел бы значение, если бы следствие и суд
намеревались соблюдать закон. Задача же изначально была поставлена
другая — вместо реально существующей административки создать уголовку.
Песня уж больно дерзкая. Путина обижает, патриарха Кирилла оскорбляет. А
в Административном кодексе наказание всего-то штраф в 10 минимальных
размеров оплаты труда, или 15 суток ареста. Не годится. Требуется
посадка — не на сутки, на годы. «Чтобы знали все, что закаяно...» (А.
Галич). Но для реализации замысла недостаточно хулиганство мелкое
признать грубым. Потребно оскорбление религиозных чувств превратить в
мотив религиозной ненависти. А как ты это сделаешь, если в песне ни
слова против православия, вообще против христианства? Сильно надо
постараться. И вот обществу представлен конечный продукт совместных
усилий следствия и суда.
Если
скажу, что впервые сталкиваюсь с неправосудным приговором, — заслужу
репутацию лицемера. Всякого навидался и нахлебался с нашим судом,
застрявшим в обвинительном уклоне. Но приговор «пусськам» меня потряс
смесью очевидного непрофессионализма и полного пренебрежения канонами
судопроизводства.
Обычная
технология изготовления тенденциозного приговора проста. Вся
мотивировка сводится к двум фразам: «Показания подсудимых суд
расценивает как неправдивые, преследующие цель уклониться от уголовной
ответственности» и «К доказательствам, представленным стороной защиты,
суд относится критически». Доказательства ведь оцениваются судом по
внутреннему убеждению. Вот на него и делается упор. Все эти наработки
советского еще правосудия в приговоре присутствуют. Не удивило меня и
практикующееся последние годы привлечение в помощь заказному обвинению
акта лингвистической экспертизы, нужда в которой полностью отсутствует.
Порадовало, правда, что нужных экспертов найти удалось только с третьего
захода. Первые две группы лингвистов заупрямились и белое черным
признавать не стали. А в состав третьей группы был введен юрист. Судя по
всему, «в штатском». И текст заключения вышел вовсе не лингвистический,
а сугубо юридический (с. 25 приговора). Ставить перед
экспертами правовые вопросы в уголовном деле нельзя. Но если очень
хочется, то, оказывается, можно. Закон, конечно, побоку. Но зато
неправосудный приговор получает подпорку также и в общественном мнении:
уважение к науке у людей какое-никакое всё же осталось. А то, что перед
нами вовсе не научная экспертиза, а профанация специальных познаний, —
человек, в праве несведущий, сразу и не распознает.
Приговор певуньям-феминисткам заключение
третьей экспертизы полностью продублировал. Вот тут-то и начинается
самое интересное. Великое всё же дело — гласность, свобода
распространения информации. Событие в ХХС и песня «Богородица, Путина
прогони» стали известны едва ли не многим сотням тысяч пользователей
интернета. Панк-молебен насыщен политикой, религия в нем не порочится. И
никакие эксперты не в состоянии внушить людям, что певуньи
руководствовались ненавистью к православной вере.
В такой весьма неприятной для себя ситуации
суд совершает роковую ошибку — он пытается обосновать свой заведомо
неправосудный приговор и терпит сокрушительное фиаско. Песня убирается в
сторону — ее содержание никакой мантрой «ненависть, ненависть,
ненависть…» не отобьешь. Религиозную ненависть суд тщится извлечь — надо
же додуматься! — из того факта, что спеть ее «пусськам» в храме не
удалось. Помешали, подключить аппаратуру не дали, из храма выдворили.
И вот уже находившиеся в храме прихожане и
охранники дружно дают уникальные показания, что в действиях «пуссек»
«политических мотивов не было» (с. 7,15), т.е. свидетельствуют о
том, чего наблюдать не могли, если, конечно, им было не дано чудесным
образом проникнуть в психику и читать мысли.
Но это негатив — чего не было. А ненависть и
вражда чем подтверждаются? Пожалуйста, получите позитив: «Все действия
подсудимых и неустановленных соучастников явным и недвусмысленным
образом выражали религиозную ненависть и вражду, что выразилось в
поведении, противоречащем общественным нормам поведения в православном
храме. Действия подсудимых глубоко оскорбили и унизили чувства и
религиозные ориентиры потерпевших» (с. 34). Суд творит
откровенный произвол, попирает принцип правовой определенности.
Получается, одни и те же действия можно квалифицировать и по
Административному и по Уголовному кодексам. Безосновательно. Как
вздумается следователю и судье или применительно к властному заказу.
Более того, создан опаснейший прецедент: теперь можно пришить уголовку
любому, кто нарушил «общественные нормы поведения в православном храме».
И всё же: как-то очень неконкретно о
ненависти и вражде. У кого, к кому? Ответ дает следующий пассаж из
приговора:
«Суд приходит
к убеждению, что действия Толоконниковой Н.А., Самуцевич Е.С., Алехиной
М.В. и неустановленных лиц унижают и оскорбляют чувства значительной
группы граждан в данном случае по признаку отношения к религии,
возбуждают у них ненависть и вражду, тем самым нарушают конституционные
устои государства».
Перечитал
несколько раз, подергал себя за ухо. Вон оно как! Сразу не догадался.
Оказывается, по приговору преступление «пуссек» состоит в том, что,
унижая и оскорбляя чувства верующих, они возбуждают у них,
этих самых верующих, ненависть и вражду. К кому? Двух мнений быть не
может, к тем, кто их унижает и оскорбляет, т.е. к самим себе.Концы с
концами не сошлись. Саморазоблачение сочинителей приговора — не убежден,
что он писался одной г-жой Сыровой, — состоялось.
Представьте себе, сей абсурд, еще не
венчает приговор. Подлинный шедевр впереди. Читаем: «Ненависть и
религиозная вражда со стороны подсудимых проявлялась и в ходе судебного
заседания, что было видно по реакции, эмоциям и репликам подсудимых в
ходе допроса потерпевших и свидетелей».
Когда слушал трансляцию в интернете, не поверил своим
ушам. Когда читал, отказывался верить своим глазам. Считал, что такого
не может быть, потому что не может быть никогда. Сказать, что суд грубо
нарушил закон — значит ничего не сказать. Признавать поведение
подсудимых на суде доказательством их виновности в предъявленном
обвинении уголовно-процессуальное право категорически запрещает с
момента возникновения современного судопроизводства, т.е. уже более двух
веков. Элементарная юридическая грамотность не позволяла суду
ссылаться на поведение подсудимых как обвинительную улику в самых что ни
на есть расправных, фальсифицированных делах. Поэтому ссылку в
приговоре на поведение подсудимых в ходе процесса как подтверждающее
обвинение иначе как чудовищным попранием основ уголовного процесса
назвать не могу. Перед нами чистое ноу-хау — побег с территории
законности.
По приговору
плачут такие основания отмены, как «выводы суда не подтверждаются
доказательствами, рассмотренными в судебном заседании» и «неправильное
применение уголовного закона».
Беда страны — низкое уважение к суду. Но суд — попирающий закон,
не заслуживает уважения. Он заслуживает презрения. Это не суд. Это
косметика.
Генри РЕЗНИК,
президент Адвокатской палаты г.
Москвы
Комментариев нет:
Отправить комментарий