суббота, 30 апреля 2011 г.

Домодедово - второй Юкос

http://img.lenta.ru/news/2010/04/19/gzt/picture.jpg

Проверка Генеральной прокуратуры подтвердила, что аэропортом Домодедово управляют иностранные компании, зарегистрированные в оффшорах, и это, возмущается ведомство, выводит реальных собственников из-под российской юрисдикции.

Крупный бизнес в России часто принадлежит оффшорным структурам, но Генпрокуратура считает это недопустимым для стратегических объектов, каким является аэропорт, и предлагает законодательно запретить такие схемы для важных транспортных объектов. В Домодедово тем временем начата налоговая проверка.


http://img-fotki.yandex.ru/get/4404/int-gold.8/0_5f454_7a559391_L



Проверка Генеральной прокуратуры подтвердила, что аэропортом Домодедово управляют иностранные компании, зарегистрированные в оффшорах, и это, возмущается ведомство, выводит реальных собственников из-под российской юрисдикции. Крупный бизнес в России часто принадлежит оффшорным структурам, но Генпрокуратура считает это недопустимым для стратегических объектов, каким является аэропорт, и предлагает законодательно запретить такие схемы для важных транспортных объектов. В Домодедово тем временем начата налоговая проверка.

Генеральная прокуратура России в субботу отчиталась о выполнении поручения президента Дмитрия Медведева проверить организации, занимающеся аэропортовой деятельностью в Домодедово.

Все может закончится уголовным делом: по сообщению прокуратуры, выяснилось, что директор подведомственного Росавиации ФГУПа «Администрация аэропорта Домодедово», превысив свои служебные полномочия, передал в пользование ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» ряд объектов федерального имущества без оформления договоров и взимания арендных платежей. Эти действия чиновника еще должны получить свою оценку— по данному факту организована отдельная проверка «в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством».

Кроме того, по поручению Генпрокуратуры Федеральная налоговая служба России начала проверку соблюдения налогового законодательства в Домодедово.
Недопустимый оффшор

Но последствия активности Генпрокуратуры для бизнеса могут и более глобальными. Подтвердив тот (достаточно широко известный) факт, что управление аэропортом осуществляется через оффшорные компании, в надзорном ведомстве предложили законодательно запретить подобные схемы.

Это предложение можно, в общем-то, также расценивать как подтверждение того, что сейчас владельцы Домодедово используют ее в полном согласии с законодательством, и гнев высокопоставленных чиновников по этому поводу если и был обоснованным, то совершенно другими соображениями. Например, такими, какие сформулировал в марте этого года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин: «Мы летаем из этого аэропорта, но не знаем, кто хозяин, и с кого мы сегодня спросим про безопасность».

Проверка Генпрокуратуры подтвердила опасения Бастрыкина. Констатируя, что управление аэропортовым комплексом осуществляют иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, Генпрокуратура заявляет: такая «схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово, вывести их из-под юрисдикции РФ и препятствует органам исполнительной власти эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от этих организаций соблюдения федерального законодательства».

«Учитывая стратегическое значение аэропорта Домодедово для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сложившаяся ситуация представляется недопустимой»,— отмечает Генпрокуратура.

Ведомство Юрии Чайки предложило Минтрансу разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями.

Кроме того, Минтрансу предложено изменить правила сертификации аэропортов, обязав соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках и основаниях владения имуществом, необходимым для осуществления сертифицируемого вида деятельности.
Планы под вопросом

Пока неизвестно, как скажутся эти заявления Генпрокуратуры на планах владельцев компании. В начале апреля РИА Новости сообщало со ссылкой на источник, знакомый с планами компании, что «Домодедово» планирует летом 2011 года провести закрытое размещение акций среди пула инвесторов в Нью-Йорке, и уже в апреле может начать road-show перед размещением.

«Размещение будет проходить тихо, акционеры аэропорта не хотят привлекать к нему внимания, поэтому акции будут размещены среди закрытого пула инвесторов»,— сказал источник 2 апреля, добавив, что акционеры хотят с помощью размещения «убить двух зайцев— привлечь средства на развитие аэропорта и обезопасить себя».

Московский аэропорт «Домодедово»

Крупнейший аэпропорт в России, доля его пассажиропотока от общего объема в Москве составляет 46%. Пассажиропоток по итогам 2010 года вырос на 19,2%— до 22,25 миллиона человек.

По данным собеседника агентства, размещаться планировала компания, зарегистрированная на Кипре, DME Airport Ltd. В рамках сделки планируется привлечь до 1 миллиарда долларов на реализацию инвестпрограммы аэропорта, сообщил источник. В пресс-службе «Домодедово» от комментариев по вопросу размещения акций тогда отказались.

Комментариев «Домодедово» по поводу итогов проверки Генпрокуратуры и их возможного влияния на планы размещения акций пока не поступало.
Претензии Медведева

Напомним, провести проверку собственников Домодедово Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратура в конце февраля. Президент тогда заявил, что владелец аэропорта «спрятан» за структурой бенефициарных компаний, в то время как «коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности». Ранее сообщалось, что аэропортом управляет группа «Ист Лайн», которая владеет «Домодедово» через зарубежные компании. Подобные схемы, когда крупный бизнес в России принадлежит структурам, зарегистрированным за рубежом, встречаются довольно часто.

Также в конце февраля московское областное управление ФАС России заподозрило «Домодедово Эссет Менеджмент» в нарушении антимонопольного законодательства. В действиях «дочерней» компании аэропорта обнаружили злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг автостоянок: организация установила монопольно высокие цены на парковку.

Тогда наблюдатели отмечали, что, возможно, власти начали кампанию против собственников Домодедово: в других аэропортах не меньше нарушений, но претензий к ним не было.

Теракт в Домодедово

Дмитрий Медведев начал критиковать «Домодедово» после теракта, который случился в аэропорту 24 января. Через четыре дня после трагедии глава государства заявил, что топ-менеджмент аэропорта будет привлечен к ответственности за нарушения в области безопасности.

В свою очередь, представители «Домодедово» отмечали, что воздушный узел не должен отвечать за теракт, поскольку смертник взорвался в зоне ответственности сотрудников линейного ОВД на транспорте.

Теракт в «Домодедово» привел к отставке нескольких чиновников. Своих постов лишились начальник управления на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, и.о. начальника ЛОВД «Домодедово» Александр Трушанин.