среда, 20 мая 2009 г.

Янковский умер

Матвей Ганапольский

Однажды мы говорили с замечательным сценаристом Валерием Фридом, одним из авторов сценария фильма «Служили два товарища», и я ему сказал, что зря он убил главного героя своей ленты, красноармейца-кинооператора Некрасова.
Я не понимаю, сказал я Фриду, зачем они с соавтором Дунским это сделали. Некрасов был очень хорошим человеком, убеждал я его, и оставить его живым, ну, серьезно ранить, в конце концов – все это было в воле авторов и исправлялось простым росчерком пера.
Зачем, спросил я, вынуждать зрителей плакать, выходя из зала.
Валерий Семенович с грустной улыбкой посмотрел на меня и сказал: «Это, конечно, кино, но мы не могли обмануть жизнь».

Как и кинооператор Некрасов, Олег Янковский, снимаясь в кино, создавал свою летопись времени.
Среди всех его киноролей я бы выделил три, особенно для меня важные: тот самый красноармеец Некрасов в «Служили два товарища», Сергей Макаров в «Полетах во сне и наяву» и Мюнхгаузен в «Том самом Мюнхгаузене».

Для меня эти фильмы, как Отец, Сын и Святой дух.
И все потому, что они как будто про меня: про юношескую наивность, про средний возраст разочарований и про новый вдох жизни и лихое желание и умение идти против всех во имя того, что ты веришь.

Ровесники мои и Янковского меня особенно поймут – эти, не побоюсь этого слова, шедевры попали не только в точное ощущение правды, но и максимально выразили время: наивное советское, ожидаемое перестроечное и лживое современное.
И везде именно Янковский проживал и переживал это время вместе со зрителями.

Я никогда не понимал, как он умудряется играть роль, но быть над ролью, как сказал один хороший поэт о стихах: «Пишешь рифмы, а рождаются смыслы».

В его философско-отстраненном актерском однообразии было именно то, чего не хватает нам в нашей жизни – неторопливость и ирония.
Даже редкие роли подлецов, которые он сыграл, были чертовски притягательны, потому что он играл не мелких подлецов, а философских злодеев.

То, что он почти не снимался, начиная с 90-х, это не его проблема, а проблема предложения – наступившая эпоха оказалась слишком мелкой для его эпического таланта: он мог играть маленького человека, но ему нужен был в роли воздух, чтобы выразить эпоху.
Но что делать, если эпоха подкачала.

Он много сделал в театре, я хочу сказать особые слова соболезнования Марку Захарову, я понимаю, что для него значит смерть Янковского.

Но, конечно же, с нами на долгие годы останутся его кинороли.
Пленка равнодушна к возрасту, болезням и смерти актера. Она запечатлела гения в полете и то, что запечатлено, переоценке не подлежит.

Олег Янковский умер.
Давайте не забудем проводить его аплодисментами.

«Нельзя быть готовым к смерти»




В день смерти Олега Янковского его друзья и коллеги высказались о том, что значит его уход для нашего искусства.

О том, что Олег Иванович болен, стало известно в конце прошлого года. Но, видимо, памятуя о той невыносимой шумихе, что преследовала в последние месяцы жизни его друга Александра Абдулова, подробности болезни артист по возможности скрывал. Говорили, что у Янковского рак поджелудочной железы, но достоверно известно было лишь то, что какое-то время назад Олег Иванович обратился в клинику для обследования, но у него ничего не нашли – лишь небольшие проблемы с сердцем. А уже через несколько месяцев поставили совсем другой диагноз, причем заболевание было обнаружено на поздней стадии. Янковский прошел курс в Германии и вернулся на сцену «Ленкома».

Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года, его отец Иван Павлович, происходивший из польских дворян, был сослан с семьей в Казахстан, потом арестован и погиб в сталинских лагерях. Раннее детство будущего актера прошло в казахском городе Джезказгане, позже семья перебралась в Саратов. Сцена тогда мало интересовала Олега Янковского, а вот его старший брат Ростислав окончил театральное училище и уехал в Минск – работать в Русском театре. Чтобы снять с матери часть денежных забот, Ростислав забрал Олега к себе – и именно там, в Минске, совершился первый выход Олега Ивановича на сцену, когда потребовалось подменить актрису, игравшую мальчика в спектакле «Барабанщица».

Правда, и тогда Янковский не увлекся театральной жизнью – больше его вдохновлял футбол.

Затем Олег Янковский вернулся в Саратов и, когда дошло до поступления в институт, хотел было идти в медицинский, но случайно увидел объявление о приеме в театральное училище. Судьба? Возможно. И это был не единственный счастливый случай на пути к сцене: экзамены давно закончились, но, придя по объявлению и назвав фамилию, Янковский услышал, что он... зачислен. Таким волшебным образом Олег Янковский стал студентом театрального училища, и только через несколько месяцев узнал, что это его брат Николай, работавший на заводе, тайком поступил в училище, но узнав о том, что Олега приняли вместо него, молча уступил ему место.

Успех пришел не сразу. Еще в училище Янковский познакомился со своей будущей женой Людмилой Зориной. Людмилу взяли в Саратовский драмтеатр, туда же устроился и Янковский: но если Зорина быстро стала звездой, актер долгое время получал лишь незаметные роли. И вот опять случай. Театр на гастролях во Львове, Янковский заходит ресторан, а там заседает съемочная группа военной драмы «Щит и меч» во главе с режиссером Владимиром Басовым, как раз подыскивавшим актера на роль Генриха Шварцкопфа. Потом последовал «Служили два товарища», и после этих двух фильмов карьера пошла в гору. Вскоре Янковский перебрался в Москву, в Ленком.

Сотрудничество с Марком Захаровым не ограничилось театром: Янковский сыграл в «Обыкновенном чуде», «Убить дракона», «Доме, который построил Свифт», ну и, конечно, фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Кстати, автор пьесы Григорий Горин поначалу сомневался – ему казалось, что холодноватая харизма Янковского не годится для роли романтичного барона, но Олег Иванович в образ вписался.

Да так, что теперь невозможно представить в роли Мюнхгаузена кого-то другого.

Перечислять все роли Янковского не хватит и страницы: это фильмы Андрея Тарковского «Зеркало» и «Ностальгия», «Звезда пленительного счастья», «Мой ласковый и нежный зверь», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Крейцерова соната», «Полеты во сне и наяву», «Любовник»... Несколько лет назад Владимир Бортко пригласил Янковского сыграть Воланда в экранизации «Мастера и Маргариты», но актер отказался – не дело это, играть дьявола. В 2000 году вышел режиссерский дебют Янковского – новогодняя комедия «Приходи на меня посмотреть». В минувшем году Олег Иванович снялся у Валерия Тодоровского в «Стилягах».

В 1991 году Олег Янковский стал последним актером, удостоенным звания «Народный артист СССР» – вскоре государство с таким названием просто прекратило существование. А в день своего 65-летия Янковский получил орден «За заслуги перед отечеством» II степени.

Последней ролью Янковского в кино стал митрополит Филипп в историко-религиозной драме Павла Лунгина «Царь». Фильм попал в программу «Особый взгляд» на Каннском фестивале, где на днях состоялась его фестивальная премьера. Но в Канны Олег Иванович приехать уже не смог.

Народный артист СССР Олег Янковский будет похоронен на Новодевичьем кладбище 22 мая. Церемония прощания с актером состоится в день похорон в 11:00 в помещении «Ленкома». Отпевание пройдет в храме Николая Чудотворца в Хамовниках.

В день смерти Олега Ивановича его друзья и коллеги высказались о том, что значит его уход для нашего искусства.

Олег Басилашвили, актер:

«Уход Олега Янковского – это гигантская потеря для населения нашей страны. Народ не понимает, что такое артист, особенно, что такое такой артист, каким был Янковский. Именно такие, как он, закладывают в души людей те ростки, которые потом прорастают прекрасными плодами. Никакие Марчелло Мастроянни, не говоря уж об Але Пачино или Дастине Хоффмане и прочих, в подметки не годятся Олегу Янковскому. Он был порядочным человеком и защищал демократические принципы, которым был привержен. Его уход – это громадная потеря. Такие потери не восполняются».

Георгий Данелия, кинорежиссер:

«Я не могу ничего сказать, мне трудно это представить… Надо пережить».

Михаил Швыдкой, специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству, президент Академии российского телевидения:

«Олег Иванович был настоящим русским человеком, прожившим долгую и драматичную советскую биографию. Он родился, как известно, в Джезказгане, его отца репрессировали, и эту боль он, очевидно, пронес через всю свою жизнь. Он лишь казался победителем, европейским красавцем, но был настоящим русским человеком и актером, способным показать надрыв души.

Не случайно ведь Тарковский выбрал его для своих картин, а Лунгин для роли митрополита Филиппа, безусловно, тонкого русского характера. Если взглянуть на список ролей Олега Ивановича, то может показаться, что перед нами не один, а много актеров. Здесь и разведчик, и совершенно вампиловский характер в «Полетах во сне и наяву», и великолепный романтический артист из фильмов Горина и Захарова. Это был человек, который знал и понимал глубины искусства на уровне Достоевского, но владел и множеством других приемов.

Его театральные роли, такие как Гамлет и князь Мышкин, не были высоко оценены, но останутся в российской театральной истории.

Нельзя быть готовым к смерти. Мы все знали, что он болен, но не были готовы к его уходу. Конечно, можно сказать, что после ухода актера остаются роли, но в этом есть правда и неправда. Когда уходит человек – уходит человек, и надо понимать, что он больше никогда не выйдет на сцену».

Павел Лунгин, кинорежиссер, в его картине «Царь» Олег Янковский сыграл свою последнюю кинороль:

«Извините, я сейчас могу сказать только одно – хороший был человек».