пятница, 22 мая 2009 г.

Интервью Олега Ивановича. Декабрь 2008 года.

Олег Янковский

Одно из последних интервью Олега Ивановича было в декабре 2008 года. Предлагаем его вашему вниманию...

- Олег Иванович, а интересно, как рождаются ваши роли? Сколько в этих образах вашей импровизации, а сколько воли режиссера?

- Чаще всего создаваемые образы - это наш общий труд, который непременно несет в себе отпечаток индивидуальности актера. Мне везло с режиссерами. Мы почти всегда работали вместе и всегда понимали друг друга. А вообще мне процесс подготовки к роли нравится даже больше, чем сама съемка. (Глаза его в этот момент становятся особенно добрыми и мечтательными, словно он вспомнил о своей любимой.) Я люблю работать в тиши своего кабинета. Немного виски, трубка с хорошим табаком. Внимательно, по сто раз перечитываешь каждую фразу и постепенно понимаешь, как именно ее надо сказать. И фраза за фразой, шаг за шагом перед тобой, как в кино, появляется образ человека, которым ты скоро станешь.

Олег Янковский

- Ваша самая пронзительная роль - мятежный, отчаявшийся романтик Макаров в фильме Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву". В вашей жизни такого состояния отчаяния не было?

- Наверное, нет, но... актеры подвержены разным депрессиям. У нас же все построено на нервах. Меня, видимо, спасало то, что я много работал. А вот актеру, который был востребован, а потом забыт, приходится невыносимо трудно. То есть у металлурга, наверное, тоже бывают депрессии от невостребованности, но актер - профессия публичная: он на вершине счастья, когда его останавливают на улице, берут автографы, кричат "Браво!" после спектакля, и вдруг - все кончилось! Пережить это бывает невозможно. Сколько актеров из-за этого ушли из жизни, спились. К счастью, у меня востребованность оставалась даже в трудные для страны времена. А это самое большое счастье - востребованность. (На днях после перерыва, вызванного болезнью, актер снова вернулся на сцену "Ленкома": сыграл в спектакле "Женитьба". - Ред.)

Олег Янковский

Одним из последних фильмов, в котором снялся Олег Иванович, была феерическая лента "Стиляги". Наш корреспондент Александр Мешков взял интервью у Янковского накануне премьеры. Олег Иванович, элегантный, утонченный и загадочный, в сером приталенном пиджаке, сером шарфике, в тертых джинсах и с трубкой во рту, привычно и уверенно расположился в своем кресле возле зеркала.

- Олег Иванович, вы сами-то были щеголем и стилягой?

- Недолго. Я эту моду мальчишкой застал в Минске, 9-й и 10-й классы. Стилягами модных молодых людей называли только в СССР. Для Запада этот стиль был естественной жизнью. А у нас это выросло в движение протеста против серости.

- Чтобы быть не похожим на других, надо же было напрячься, усилия стилиста какие-то приложить.

- Безусловно. Наваривали подошвы на башмаки, я уже не помню как. Ушивали брюки, пиджаки клетчатые покупали на несколько размеров больше, чтобы широкие плечи были. И коки на голове. У некоторых даже какая-то философия была. Разумеется, музыка, рок-н-ролл, буги, записи на рентгеновской пленке. И самое главное - шатание по Бродвею, так в каждом городе, в том числе и в Минске, центральную улицу называли. Курили небрежно, чтобы взрослыми казаться и буржуазными.

- Из каких источников вы черпали информацию об этой роскоши? Кино? Литература?

- Да какое кино? Упаси бог! Это подсказывало массовое сознание. Компания жила одним духом. Знакомились на этом Бродвее. По одной стороне только стиляги и ходили. А люди как-то шарахались от них, переходили на другую сторону.

- Выпивали стиляги?- Курили. Но выпивать в 16 лет тогда было ненормально. - А девочки-стиляги были?

- Да. Но все у нас было очень целомудренно и чинно.

внук Янковского Иван

- Можете сравнить себя 20-летнего студента с сегодняшним московским пареньком?

- Моему внуку 18 лет, я могу судить по нему. Это совершенно другие люди. Они более информированы о мире. Хотя более поверхностны: зачем читать "Войну и мир", когда в Интернете есть краткое содержание? Вот я не владею компьютером да и в телефоне не всегда могу разобраться. Внук смеется надо мной. И внучка, которой 13 лет. Мы в этом смысле покажемся дикими людьми, но зато в душе чище. У них глаза другие, в них детскость стерта. Они уже взрослые изначально.

- Помните первое в вашей жизни культурное потрясение? Это было кино, книга, музыка?

- В Саратове на 1-м этаже жил сосед. За оконной занавеской мелькал какой-то экранчик. Потом объяснили, что это телевизор. Как это может быть? Кино? Дома? Это как-то не укладывалось в голову. Я часто прогуливал школу - вместо уроков шел на 9 утра в кино. "Чапаева" смотрел не помню сколько раз. Вот это тоже было серьезным потрясением. Театр меня не потряс. Я вообще не собирался быть артистом. Меня больше футбол интересовал.


Олег Янковский

- Можете сказать, что талант всегда пробьет дорогу? Или все-таки тут нужно вмешательство судьбы...

- Судьба, наверное... У меня вообще отсутствует свойство пробить что-то. При моих нынешних возможностях я бы давно ресторан имел бы, еще что-то, но, к большому сожалению, я только могу заниматься вот этим странным делом.

- Плакали в кино когда в последний раз?

- "Мюнхгаузена" показывали. Я включил, и так защемило в некоторых местах. И, конечно, когда пересматриваю "Полеты во сне и наяву", там тоже комок в горле. "Над вымыслом своим слезами обольюсь" - вот это теперь я понял буквально.


На фото: династия Янковских (слева направо): племянник актера Игорь Ростиславович (сейчас бизнесмен), старший брат Ростислав, сам Олег Иванович, племянник Владимир Ростиславович, сын Филипп, 1985 г.

Братья актера рассказали нашим корреспондентам о его юности

В Минске Янковский дебютировал на сцене (ему было 13 лет) - заменил заболевшую травести в эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица". Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность - куда больше театра его волновал в ту пору футбол, и однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав Янковский - старший брат - запретил Олегу на пушечный выстрел подходить к футбольному полю.

- Потом Олежка сыграл еще в одном спектакле - "Дали неоглядные". А когда заканчивал школу, сказал, что будет актером, - вспоминает Ростислав Иванович. - А жена моя Нина, помню, говорит: "Каким актером с такой дикцией?" Он тогда без конца слова жевал. А ведь стал не просто актером - великим актером!


сын Янковского Филипп с женой актрисой Оксаной Фандерой

сын Янковского Филипп с женой актрисой Оксаной Фандерой

Олег Янковский с женой Людмилой

- Будущая жена Олега Ивановича была одной из самых красивых женщин Саратова... Как он смог покорить ее сердце? - спросили мы у Николая Янковского, среднего брата.

- Олег познакомился с Людмилой на втором курсе училища, она училась курсом старше. Она действительно была очень красивая, высокая, стройная. И умненькая. Когда они на курсе посмотрели друг на друга, что-то вспыхнуло...

А потом и свадьбу сыграли скромненькую, родственники два-три человека да друзья. Из Волгограда привезли колбасы, вина... Саратов-то нищий был в плане питания. Люда на свадьбе была в костюмчике, а мы с Олегом, кстати, делились костюмами, женились-то с разницей в полгода. А потом выяснилось, что и Олег перед свадьбой в церковь сходил, помолился, и моя жена сходила, и сам я сходил. Бабушка сказала, надо бы в церкви помолиться. Но сделали это отдельно.

Олег Янковский

- У вас в роду так, что один брак на всю жизнь?

- Наверное, нас мама так воспитала. Когда каждый из нас приводил свою невесту к маме, она на нее смотрела, а потом и говорила жениху: "Ну хорошо. Но запомни, что раз и навсегда!" Она всем нам это говорила, и мы все исполнили, хотите верьте, хотите нет. Говорила: "Пожалуйста, женись, но имей в виду: второго брака я не допущу!" И все невестки потом маму уважали.


Олег Янковский

- Как саратовский актер Янковский попал в знаменитый фильм "Щит и меч", с которого началась его слава?

- Случайно! Наш театр драмы гастролировал во Львове. И Олег случайно оказался в одном ресторане с режиссером Владимиром Басовым и другими членами съемочной группы. Они как раз искали артиста на роль Генриха Шварцкопфа. И вдруг увидели Олега - у него тогда были очень светлые волосы - и обомлели: "Да это же самый настоящий немецкий блондинистый парень! Но наверняка он какой-нибудь филолог или физик..." Им и в голову не могло прийти, что это сидит актер! С этой случайности и началась кинокарьера брата...

Олег Янковский

Артист Олег Янковский в роли Андрея Некрасова в художественном кинофильме режиссёра Е. Карелова "Служили два товарища". Производство киностудии "Мосфильм".

Олег Янковский

Янковский в роли Жевакина во время предпремьерного показа спектакля "Женитьба" на сцене театра "Ленком"

http://entertainment.ru.msn.com

Ы-ы-ыть!


— 22.05.09 09:43 —

Практически в то самое время, когда увидел свет нашумевший президентский указ про комиссию по фальсификации истории в интересах Кремля (именно так на нормальный язык переводится ее длинное название), в Новосибирске арестовали студента Артема Лоскутова. Этот юноша, которого обвинили в хранении наркотиков, занимался тем, что предельно наглядно и остроумно показывал, насколько в России фальсифицирована современность. По крайней мере, в политической сфере.

Артему Лоскутову 22 года, он должен в этом году закончить Новосибирский государственный технический университет. Является лидером творческой группы «Бабушка после похорон» (по-моему, само это название – точная политическая метафора сегодняшней России). В городе известен как один из организаторов ставшего традиционным первомайского шествия творческой молодежи Новосибирска под названием «Монстрация». В 2006 году организовал пикет, посвященный третьей годовщине ареста Михаила Ходорковского. То есть, серьезную политическую позицию заявил.

«Политическая» карьера Лоскутова началась в 2004 году, когда его творческое объединение САТ (Contemporary Art Terrorism), существовавшее до «Бабушки после похорон», предложило идею «Монстрации».

Вдохновители акции через интернет пригласили горожан, внедрившись «в тело обычной первомайской демонстрации», выйти с лозунгами, «пропагандирующими нас и наши чувства». С 2004 года в Новосибирске такие акции стали ежегодными. Каждый участник придумывает свои лозунги и высказывает свое мнение, как хочет, что принципиально отличает «Монстрации» от демонстраций, устраиваемых «серьезными» молодежными движениями.

В некотором смысле мы имеем дело с новым диссидентством – реакцией живых молодых людей на мертвечину установившегося в России политического порядка и идиотизм официальных форм гражданской активности.

Если вдуматься, само слово «монстрация», в котором явственно читается «шествие монстров», не принципиально отличается от «демонстрации», в которой не менее явно живет «демон». А организуемые время от времени властью митинги и акции в свою поддержку или против ее внешних врагов – всего лишь скучные флеш-мобы. Хотя тоже не без доли абсурда. Вот, например, движение «Наши» на днях на полном серьезе собиралось провести карнавал российско-грузинской дружбы и пошить на нем одеяло мира. Вот бы положить на одну трехспальную кровать Медведева, Путина, Саакашвили и накрыть их этим одеялом – может, подействует. Но карнавал перенесли «по техническим причинам». Ниток что ли на одеяло мира не хватило? Или не нашлось грузин, желающих после известных событий прошлого августа водить с нами хороводы дружбы?

Некоторые лозунги, под которыми новосибирские ребята ходили на своих маевках и которые, благодаря аресту Артема (увы, уверенности в том, что суд над ним будет честным, лично у меня нет ни малейшей), стали известны за пределами Новосибирска. И они заслуживают разбора, поскольку характеризуют нашу действительность умнее и тоньше, чем какая-нибудь телепрограмма «Время» или путинская «Стратегия-2020». Вот, например,

лозунг «Как-нибудь так!», несомненно, выражает чувство глубокого удовлетворения, которое, по замыслу российской власти, постоянно должен испытывать каждый ее гражданин по отношению к самой власти и к России, независимо от политических взглядов и личных обстоятельств.

«Таня, не плачь!» – призыв к министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой не отчаиваться из-за роста безработицы и цен на лекарства – проблем в подведомственных ей сферах.

«Стучу на барабане» – выражение состояния нынешней российской политической и интеллектуальной элиты, которая либо стучит на барабане, пытаясь издавать звуки, приятные власти, и извиваясь в верноподданнических «па», чтобы получить какие-нибудь личные привилегии. Либо просто «стучит».

«Где я?» – лозунг, точно выражающий реальную ориентацию подавляющего числа россиян в политической и экономической ситуации в стране и мире, а также часто их ориентацию во времени и пространстве в зависимости от степени алкогольного, наркотического и пропагандистского опьянения.

«Ы-ы-ыть!» – примерно так формулируется российской властью сверхзадача ее последовательной, но перпендикулярной здравому смыслу внешней политики «встающей с колен и падающей на другое место» (как говаривал Виктор Черномырдин, свежеиспеченный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, еще один великий мастер российского политического перформанса) нефтегазовой империи.

Именно «Ы-ы-ыть!» лежит в основе нашей вражды с Америкой, дружбы с президентами Ирана и Венесуэлы, принуждения к независимости Южной Осетии и Абхазии, газовых войн с Украиной и прочих выдающихся достижений отечественной дипломатии в последние годы.

«О, повелитель, где твой выключатель?» – в прямом смысле это призыв к государственной пропагандистской машине. Но, конечно, он может относиться не только к командирам общенационального телевидения, но и к начальникам всея Руси.

«Make love, not work!» – честное восприятие жизненных приоритетов молодыми и здоровыми людьми в полном расцвете сил, независимо от политических убеждений, статуса в обществе и уровня материального благосостояния. Причем, на самом деле, оно было таким у большинства и во времена «комсомольцев-добровольцев».

«Папа, не пей! Мама, не ешь!» – примерно по такой логике российские политики пропагандируют здоровый образ жизни и общечеловеческие ценности. Этот лозунг явно наследует знаменитому экологическому лозунгу конца 90-х годов прошлого века «Убей бобра – спаси дерево!».

«Защитим опарышей!» – а чем они, собственно говоря, хуже выхухолей?

«Человек человеку – обезьяна» – портрет нашего социума. Мы ведем себя так, что иногда кажется: если мы и произошли от обезьяны, то процесс превращения еще не завершен.

«Аапчхи!» – именно так в основной своей массе население России относится к ее репутации, к власти и выборам, к демократии и тоталитаризму. Чихать они на все это хотели.

«Реальность – удел богов!». Самый глубокий лозунг. А наш удел – сюрреализм «суверенной демократии», ничем, в сущности, не отличающейся от «частичной беременности».