воскресенье, 15 января 2012 г.

Финальная гастроль авианосца «Потемкин»

 

На прошлой неделе российская авианосная группа зашла на пару дней в сирийский порт Тартус, где еще с советских времен существует пункт материально-технического снабжения ВМФ — единственная оставшаяся сегодня за пределами постсоветского пространства отечественная заграничная военная база. Российские корабли бывают в Средиземноморье нечасто, и база в Тартусе, по большому счету, давно бесполезна. Впрочем, существовать ей, похоже, осталось недолго — с неизбежным в ближайшем будущем падением нынешнего сирийского режима Башара Асада «пункту материально-технического снабжения» в Тартусе также придет конец.

Конечно, вполне логичное завершение многолетнего военного присутствия России в ближневосточном регионе никак не соответствует путинским предвыборным утверждениям о «возросшем авторитете России», которая «восстановила позиции одной из ведущих мировых держав». Прощальный поход тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» планировался еще до сирийского восстания против Асада, но официальная российская ТВ-пропаганда тем не менее воспользовалась случаем объявить об акции солидарности и демонстрации враждебному Западу военно-морской мощи. Обреченный и изолированный режим Асада действовал в том же ключе. «Кузнецов» слишком велик (55 тыс. тонн), чтобы отшвартоваться в Тартусе, и потому встал на рейде, но заместитель Верховного главкома сирийских вооруженных сил, министр обороны генерал Дауд Раджха, оторвавшись от насущных дел по истреблению внутренней оппозиции, прибыл с большой делегацией на борт.

http://versia.ru/illustrations/0000010287-540x450.jpg

К визиту генерала всю наличную авиатехнику подняли из ангаров, но громадная полетная палуба все равно была сиротливо пустоватой. Когда-то предполагалось, что на «Кузнецове» будет минимум 42 летательных аппарата. Конечно, столько никогда наскрести не удавалось, но в этот поход «Кузнецов» отправился всего с восемью последними исправными истребителями Су-33 и двумя вертолетами Ка-27 в спасательном варианте, чтобы вытащить из моря пилота, если Су-33 грохнется. На борту нет ударных противолодочных Ка-27 и, главное, нет ни одного Ка-31 дальнего радиолокационного дозора — уникального вертолета с вращающейся всеракурсной антенной с дальностью обнаружения самолетов до 150 км и надводных кораблей до 285 км. Без Ка-31 и Ка-27 «Кузнецов» — слепой и беззубый инвалид, ржавое прогулочное судно, прикинувшееся боевой единицей. Основное противокорабельное вооружение «Кузнецова» — крылатые сверхзвуковые ракеты П-700 «Гранит» — также малоэффективны, если невозможно надежное дальнее определение целей.

«Кузнецов» исходно назывался «Советский Союз», потом «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси». После стольких переименований хуже не будет, если честно назвать корабль: «Тяжелый авианесущий крейсер «Потемкин» в память о фальшивых потемкинских деревнях. Явление подобной авианосной группы у берегов Сирии было чисто пиар-акцией. Было показано, что путинский режим искренне сочувствует братскому авторитарному режиму Асада, поддерживает его дипломатически и поставками оружия, но бесполезная группировка ВМФ из Сирии быстро ретировалась. Сторожевик «Ладный» уже добрался до Севастополя, а «Кузнецов» с фрегатом «Адмирал Чабаненко» должны быть в Североморске в начале февраля. У «Кузнецова» основная паротурбинная силовая установка постоянно ломается, и за ним тенью в походе следует спасательный буксир «Николай Чикер», чтобы тащить домой последний российский авианосец, если опять откажет.

После похода «Кузнецов» встанет на капремонт, который по плану должен закончиться в 2017-м. Су-33 больше не делают, потому планируют переходить на МиГ-29К. «Гранит» больше не делают, и силовую установку надо менять. Короче, придется обдирать «Кузнецова» практически до голого корпуса и строить заново в Северодвинске с неизвестным конечным результатом, неизвестно как долго и за сколько. Одно точно: когда (если) «Кузнецов» снова появится в Средиземноморье, Асада след простынет. Да и от путинского режима, скорее всего, останутся лишь воспоминания.

Павел Фельгенгауэр


Комментариев нет: