вторник, 14 февраля 2012 г.

На борту АПЛ "Екатеринбург" находился ядерный боезапас

В момент декабрьского пожара на борту АПЛ "Екатеринбург" находился ядерный боезапас. Об этом пишет "Коммерсантъ-Власть".

МИХАИЛ ЛУКИН, ИВАН САФРОНОВ-МЛ

За три дня до Нового года на судоремонтном заводе N82, что на Кольском полуострове, произошло ЧП — загорелась стоящая в доке подлодка. Это событие не осталось незамеченным СМИ, однако в предпраздничной суете мало кто осознал всю опасность происшедшего. В реальности Россия почти сутки находилась на пороге крупнейшей техногенной аварии со времен Чернобыля: в 6 км от Мурманска ярким пламенем горел атомный подводный стратегический ракетоносец К-84 "Екатеринбург", на борту которого находились ракеты с ядерными боеголовками, торпеды и два атомных реактора. И все усилия пожарных на протяжении долгих часов не давали результата.



Так выглядел "Екатеринбург" через 15 минут после возгорания
Фото: forums.airbase.ru

Как подводная лодка оказалась в доке

2011 год выдался для К-84 насыщенным: запуск ракеты Р-29РМУ2 "Синева" в апреле, испытательный пуск новейшей ракеты Р-29РМУ2.1 "Лайнер" в мае и еще один пуск "Синевы" в июле.

В конце лета или осенью К-84 повредила носовую часть — подробности этой аварии неизвестны. Для лучшего понимания ситуации требуется разъяснить ряд технических деталей. Ракетоносцы проекта 667БДРМ построены по классической советской схеме подлодок: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в так называемом прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды.

Снаружи находится "легкий" корпус, придающий лодке обтекаемую форму. Между ним и прочным корпусом при погружении находится вода, таким образом легкий корпус не подвергается ее давлению.

Снаружи легкий корпус покрыт резиновым противогидролокационным покрытием, снижающим шумность лодки. Между прочным и легким корпусами находятся различные устройства — например, балластные цистерны, позволяющие лодке погружаться и всплывать, торпедные аппараты, а также "выгородка ГАК" — пространство в носовой части, где расположены основная антенна и иные конструктивные элементы гидроакустического комплекса (ГАК) "Скат-БДРМ".

Цилиндрическая антенна этой станции (диаметром 8 м и высотой 4,5 м) должна улавливать звуковые колебания под водой и по законам физики не может находиться в прочном корпусе. Спереди она прикрыта звукопрозрачным стеклопластиковым обтекателем, прилегающим к легкому корпусу .

В результате повреждения носовой части этот обтекатель был расколот. Впрочем, антенна ГАК и торпедные аппараты остались работоспособны, и срочного ремонта не требовалось. Судя по всему, военные учитывали, что в начале 2012 года К-84 "Екатеринбург" должна была отправиться на боевую службу, а перед этим по установленным в ВМФ правилам пройти так называемый доковый осмотр. Видимо, было решено исправить повреждения именно во время этого осмотра.

Перед отправкой в док подводники успели культурно отдохнуть: в середине ноября к ним в гости по "шефской" линии из Екатеринбурга приехали музыканты рок-группы "Чайф", которые выступили с концертом и даже переночевали на лодке.

В начале декабря (по данным сайта Deepstorm.ru, 8-го числа) К-84 была поставлена для осмотра в плавучий док ПД-50 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково Мурманской области. Рядом с ней ремонтировался большой противолодочный корабль проекта 1155 "Вице-адмирал Кулаков".



Фото: forums.airbase.ru

Был ли на "Екатеринбурге" боезапас в момент пожара

К-84 находилась в доке с ракетами и торпедами на борту.

Слухи о наличии ракет и торпед на подлодке начали опровергать почти сразу после появления сообщений о пожаре. Специалисты и комментаторы разных уровней уверяли, что при любой постановке в док обычный и тем более ядерный боезапас с боевых кораблей и подводных лодок снимается.

Тем не менее у "Власти" есть все основания считать, что в момент пожара боезапас на "Екатеринбурге" был.

Во-первых, постановка в док для осмотра с боезапасом практикуется часто. Иногда боезапас выгружают: окончательное решение принимается командованием "по ситуации".

Во-вторых, выгрузка и погрузка торпед и особенно ракет — процедура непростая и может длиться до двух недель. Она может существенно затянуть доковый осмотр (первоначально задуманный как краткосрочный) и сорвать график выхода ракетоносца на боевое дежурство. Это же, в свою очередь, обычно расценивается как ощутимое (хотя и временное) нарушение ядерного паритета с США (американские ракетоносцы и так выходят в море значительно чаще, чем российские).

В-третьих, по данным "Власти", уже после ликвидации пожара К-84 не осталась на заводе, а в первые же дни января спешно отправилась сначала в бухту (губу) Окольная, а затем в губу Ягельная — на место постоянного базирования. И там и там находятся базы вооружений Северного флота, в том числе склады межконтинентальных ракет и ядерных боевых частей, а также оборудование для их погрузки и выгрузки. Вряд ли "Екатеринбург" экстренно вывели из Росляково для погрузки боезапаса: после пожара подлодка надолго вышла из строя. Единственный смысл такого перебазирования — задача выгрузить находившиеся на К-84 ракеты и торпеды.

В-четвертых, факт наличия боезапаса в момент пожара "Власти" подтвердили сразу несколько независимых друг от друга источников в командовании ВМФ и на Северном флоте.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что 29 декабря на "Екатеринбурге" находились:

16 (по данным ряда источников, чуть меньше) межконтинентальных ракет Р-29РМУ2 "Синева", на каждой из которых, по официальным данным, обычно размещены четыре боеголовки (в принципе "Синева" может нести до десяти боевых частей). Ракета заправлена горючим (несимметричный диметилгидразин, он же гептил, C2H8N2) и окислителем (амил, тетраоксид азота N2O4);

электрические торпеды и противолодочные ракетоторпеды. Каждая торпеда содержит до 300 кг взрывчатого вещества в боевой части. Не исключено, что одна-две торпеды или ракетоторпеды были с ядерными боеголовками. Также не исключено, что часть боезапаса составляли мины. Источники, близкие к следствию по делу о пожаре, говорят о трех торпедах в первом отсеке, возможно, имея в виду лишь торпеды в аппаратах, без учета запасных (всего К-84 может нести до 12 торпед);

два водо-водяных атомных реактора ВМ-4СГ тепловой мощностью 90 МВт. Активная зона каждого состоит примерно из 250 сборок тепловыделяющих элементов суммарной массой около 350 кг (в том числе примерно 70 кг урана-235). То, что реакторы, по всей вероятности, были заглушены, никак не влияет на количество радиоактивных веществ в них.



Фото: forums.airbase.ru

Как возник, развивался и был потушен пожар

После постановки в док было обнаружено повреждение обтекателя ГАК. Для проведения ремонта рабочие вырезали отверстие в носовой части легкого корпуса по левому борту. С утра 29 декабря в этом месте велись так называемые огневые работы (резка металла). На подлодке находились около 60 человек экипажа во главе с командиром, капитаном I ранга Игорем Степаненко.

Огонь возник в 15:45 (местное время совпадает с московским) в носу субмарины, в нижней части пространства между легким и прочным корпусами. Первоначально выдвинутая версия пожара — "возгорание деревянных строительных конструкций", то есть от капель расплавленного металла, искр или открытого пламени загорелись леса, воздвигнутые рабочими вокруг К-84.

При подобных работах леса должны быть металлическими, однако деревянные все равно продолжают использовать — например, как временные конструкции в тех местах, куда поставить металлические леса затруднительно (например, ниже ватерлинии). Правилом, согласно которому деревянные элементы лесов должны изготавливаться из специально пропитанной древесины, которая не загорается от искр, почти всегда пренебрегают.

Кроме того, для защиты от ветра леса часто обшивают толем. Не исключено, что так сделали и на ПД-50, а толь, как известно, горит. Наконец, в носу, где шел ремонт, могли оказаться вещи, принесенные сюда моряками или рабочими для удобства: например, доски, чтобы можно было сесть, или старый ватник, чтобы укрыться. После попадания на них искр эти предметы могли стать источником открытого огня.

В блогах высказывалась также версия о том, что загорелось внешнее резиновое противогидролокационное покрытие. Многие очевидцы пожара упоминают о сильном запахе горелой резины в Росляково. С одной стороны, высокопрочные спецпокрытия НППРК-7Д просто так не вспыхивают: по отзывам моряков, на них можно разжечь костер безо всякого риска.

С другой — в условиях длительного воздействия высоких температур и эта резина может начать тлеть и гореть, а вот потушить ее совсем непросто. Кроме того, могла загореться не только "наружная" резина, но и звукопоглощающее резиновое покрытие, которым со всех сторон изнутри оклеена выгородка ГАК.

Пламя быстро распространялось в межкорпусном пространстве. Над доком поднялся столб дыма, даже с берега были видны языки пламени. По Росляково, Мурманску и Североморску (закрытой военно-морской базе в 8 км от Росляково, где, в частности, расположен штаб Северного флота) понеслись тревожные слухи о горящей атомной подлодке. Через пару часов информация попала в СМИ — в 17:37 о пожаре сообщил сайт мурманской телекомпании ТВ-21.

Сначала огонь тушили пожарный расчет дока и находившиеся на вахте моряки, вскоре была вызвана пожарная команда. К доку подошел пожарный катер проекта 1461.1.

Вскоре на подмогу прибыли аварийные партии с БПК "Вице-адмирал Кулаков", пожарные из Мурманска и Североморска — как минимум три машины заливали лодку прямо со стапель-палубы дока. Прилетел пожарный вертолет, через некоторое время подошли еще два пожарных катера и спасательный буксир СБ-523.

Однако погасить К-84 не удавалось. Это было обусловлено множеством факторов. Огонь распространялся в узком, труднодоступном пространстве между прочным и легким корпусами, которое было забито всевозможными устройствами.

Рядом с очагом пожара находилось множество пожаро- и взрывоопасных веществ: торпедный боезапас в первом отсеке и аккумуляторы в его трюме, баллоны с воздухом высокого давления.

Было практически невозможно определить, где горит и в какие стороны распространяется огонь, не говоря уже о том, чтобы добраться до очага пожара. К тому же тушить приходилось в условиях полярной ночи (вечерние сумерки закончились примерно в 15:20).

Не имея возможности пробраться в выгородку ГАК, пожарные заливали лодку снаружи — через отверстия в легком корпусе. Так как выгородка ГАК негерметична, большая часть воды просто стекала на палубу дока через отверстия в нижней части легкого корпуса. Возможно, в такой ситуации более эффективной оказалась бы пена, но ни на одной из видеозаписей ее не используют.

Ситуацию усугубляло отсутствие у пожарных специальной подготовки по тушению подлодок. По мнению специалистов, в сложившейся ситуации можно было бы сделать вырезы в легком корпусе, чтобы получить доступ к очагу пожара, однако этого не сделали.

Сильнейший огонь бушевал рядом с торпедами, всего в 40 м от ракетных шахт и в 100 м от ядерных реакторов. С целью избежать взрыва моряки в раскаляющемся первом отсеке начали выгружать торпеды из аппаратов.

Однако сделать это было непросто: гидравлические системы не работали, и торпеды приходилось вытаскивать вручную. Если же на стеллажах в отсеке были запасные торпеды, то сначала их надо было куда-то переместить и таким образом освободить место для тех, что извлекали из аппаратов. По слухам, одна из торпед так и осталась в торпедном аппарате: то ли она застряла при выгрузке, то ли ее просто некуда было девать. Впрочем, источники "Власти" уверяют, что моряки сумели выгрузить все торпеды.

В 18:20 очевидец пожара рассказал в интервью телеканалу ТВ-21, что "пламя хорошее, метров на десять вздымается". А через 15 минут ГУ МЧС по Мурманской области сообщило на своем сайте о "тушении пожара в поселке Росляково", правда, не упомянув, что горит подводная лодка. Зато текст был озаглавлен "В ЗАТО Североморск радиационный фон в норме".

К вечеру пламя продолжало распространяться, и взять его под контроль не удавалось. На любительской видеосъемке хорошо видны вырывающиеся из лодки столбы огня, регулярно увеличивающиеся в размерах. В отдельные моменты столб огня был высотой с мачты "Кулакова" — 15-20 м. В Росляково (население около 9 тыс. человек), Мурманске (300 тыс.) и Североморске (50 тыс.) ввели режим повышенного радиационного контроля. Акваторию Кольского залива закрыли для судоходства.

По слухам, некоторые высокопоставленные чины Минобороны сгоряча потребовали вывести К-84 в Кольский залив, где она должна была уйти под воду, и таким образом ликвидировать возгорание. Правда, никто не объяснил, как организовать вывод из дока и погружение горящей подводной лодки с половиной экипажа и заглушенными реакторами.

Более простая идея — затопить ПД-50, чтобы морская вода залила хотя бы часть пожара,— возникла почти сразу. Однако сначала нужно было выяснить, не зальет ли вода внутренние помещения БПК "Кулаков". В итоге док слегка притопили лишь ближе к ночи, но и это не дало результата. Пришлось притапливать его второй раз — лишь тогда интенсивное пламя удалось сбить, однако небольшие очаги все равно оставались. К ликвидации огня подключилась срочно прилетевшая из Москвы бригада пожарных, специализирующаяся на тушении "спецобъектов". Кроме них к месту событий слеталось начальство: ночью в Североморск прибыл главком ВМФ Владимир Высоцкий, рано утром — начальник Генштаба Николай Макаров.

К утру 30 декабря ситуацию взяли под контроль, однако пожарные без остановки продолжали "проливать" раскалившиеся детали конструкции лодки с целью охладить их. Фактически тушение продолжалось до середины дня 30 декабря, а МЧС РФ сообщило на своем сайте о завершении работ по ликвидации пожара лишь в 18:19.

К борьбе с огнем, по официальным сведениям, привлекалось 408 человек и 72 единицы техники, в том числе от МЧС — 172 человека и 30 единиц техники. Отравились дымом, по официальным данным, семь членов экипажа и двое пожарных. Жители Мурманска, Североморска и Росляково в социальных сетях пишут, что пострадавших было как минимум 15, в том числе с ожогами и обморожениями, и что один человек был госпитализирован.



Что могло произойти

Смоделировать "что могло случиться, если..." можно лишь в общих чертах, однако понятно, что последствия распространения пожара могли быть самыми трагическими.

При взрыве хотя бы части торпедного боезапаса в первом (носовом) отсеке продолжать тушение огня было бы невозможно: пожарных просто разметало бы взрывной волной. От взрыва с высокой степенью вероятности были бы разрушены второй (жилой) и третий (центральный) отсеки. Это подтверждается опытом: например, 11 января 1962 года при взрыве торпед на подлодке Б-37 в базе Северного флота Полярный субмарине оторвало всю носовую часть по рубку, а ее элементы разбросало на несколько километров.

В свою очередь, сильный взрыв и пожар в носу могли привести к повреждению ракетных шахт в четвертом и пятом отсеках, после чего ракеты в них загорелись бы или взорвались. Остается только гадать, выдержали ли бы такое соседние шахты и не взорвались ли бы все ракеты. Ситуацию сложно прогнозировать из-за отсутствия аналогов: случай взрыва ракеты в шахте известен (К-219 — 3 октября 1986 года), однако тогда он произошел в подводном положении и не в условиях крупного пожара.

Взрыв ракет привел бы к дальнейшим масштабным разрушениям лодки — и в зоне пожара мог оказаться и седьмой (реакторный) отсек. Высокие температуры и ударная волна могли повлечь за собой разрушение активных зон реакторов — и несколько тонн радиоактивных веществ (активная зона, охлаждающая жидкость, конструкции первого контура и проч.) оказались бы в зоне пожара с дальнейшим попаданием в окружающую среду (воду, воздух и почву).

В результате опасности подверглись бы не только жители Росляково, но и соседних Мурманска и Североморска. Эвакуировать почти 400 тыс. человек в условиях полярной зимы с Кольского полуострова — задача практически нерешаемая. Среди населения могла бы возникнуть паника, и неизвестно, как власти бы сумели успокоить граждан и организовать их спасение.

Кроме того, при взрыве "Екатеринбурга" погибли бы десятки людей в доке и рядом с ним. Были бы уничтожены сам док, лодка и БПК "Кулаков", была бы заражена радиацией акватория Кольского залива — список самых ужасающих последствий можно продолжать без конца.

Что именно спасло нас от подобной катастрофы — умелые действия людей, тушивших пожар, героизм моряков, вытаскивающих торпеды из раскаленных аппаратов, грамотные действия командиров, вовремя принятое решение притопить док или простая случайность,— доподлинно неизвестно. Однако один из этих факторов или их сочетание позволило избежать масштабной катастрофы, на грани которой мы почти сутки находились за три дня до нового 2012 года.

Комментариев нет: