вторник, 12 июля 2011 г.

Две недели назад Союз композиторов весь вступил в народный фронт. Поголовно.

Известного пианиста, композитора, теоретика музыки, философа, заслуженного артиста России, доктора искусствоведения, художественного руководителя и главного дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра Михаила Аркадьева уволили вскоре после того, как он публично высказался против присоединения Союза композиторов к Общероссийскому народному фронту.

Уволили дирижера без объяснения причин. «Директор филармонии Макаренко неожиданно поставил перед фактом: мой годичный контракт продлен не будет, - рассказал Аркадьев в интервью «МК». - Почему – не мотивировал. Полагаю, на отставку в том числе повлиял отказ иметь дело с ОНФ. <…> К тому же в администрации края, наконец, обратили внимание на мои политубеждения, обнаружив в Сети откровенную и резко антипутинскую статью 2007 года, а также то, что я в числе первых подписал обращение «Путин должен уйти».

В опубликованном недавно открытом письме дирижер писал: «Я, член Союза композиторов России Михаил Александрович Аркадьев, категорически протестую против присоединения Союза композиторов РФ единым списком к так называемому Общероссийскому народному фронту (ОНФ) и, соответственно, включения меня в этот список как члена Союза без моего согласия. Мало того что такое присоединение нарушает мои права как частного лица, нарушает элементарные демократические процедуры, но к тому же я принципиально не принимаю политическую программу и социальную роль упомянутого политического объединения (ОНФ), созданного В. Путиным исключительно для симулирования и профанации демократического процесса в России».

На сообщения об увольнении Аркадьева уже отреагировал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. В интервью радиостанции «РСН» он пообещал проверить увольнение режиссера. «Мы, конечно, хотим выяснить, почему не продлили контракт. Одно дело, если контракт не продлён по соображениям творчества, то это не имеет к Фронту никакого отношения. Но, если речь идёт о том, как об этом написали, то это неприемлемо абсолютно. Если какие-то подобные уродливые проявления имеют место, мы будем с этим бороться», – заявил Песков.

Сегодня во Владивостоке прошел последний под управлением Аркадьева концерт Тихоокеанского симфонического оркестра, на котором прозвучала 4-частная «Тихоокеанская сюита», написанная самим дирижером и посвященная Владивостоку, а также «Прощальная симфония» Гайдна.

Михаил Аркадьев родился в 1958 году в семье с древними музыкальными и художественными корнями (дед со стороны отца — создатель и главный художник Санкт-Петербургского (Ленинградского) Ботанического музея, прадед со стороны матери был кантором Московской синагоги, дед — скрипачом в оркестре Большого театра. В 1974-1978 гг. учился в Академическом муз. училище при Московской консерватории по классу фортепиано. С 1978 по 1983 гг. — в Российской Академии музыки им. Гнесиных у А. А. Александрова, у него же в 1988-м закончил аспирантуру. Занимался композицией с А. Г. Шнитке и Р. С. Леденевым, дирижированием — с Ю. Симоновым и М. Эрмлером. В 1988-1998 годах Аркадьев работал в тесном сотрудничестве с Г. В. Свиридовым. Принимал непосредственное участие в замысле, создании, комментировании и был первым исполнителем (совместно с Дм. Хворостовским) его последнего крупного вокального сочинения — поэмы «Петербург» для голоса и фортепиано на сл. А. Блока. В 1989-м состоялись первые сольные концерты Михаила Аркадьева за рубежом, он стал постоянным участником и музыкальным директором фестиваля фортепианной и камерной музыки «Русские вечера» в Морзуме (Германия). Как пианист выступал со многими российскими дирижерами: Вл. Федосеевым, Ю. Симоновым, Р. Кофманом, Вл. Понькиным, С. Скрипкой и др. В 1990—2003 гг. работал как пианист с Дмитрием Хворостовским на всех основных сценах мира, записал вместе с ним три компакт-диска.

Сочинения Аркадьева исполняются на российских и зарубежных сценах, в 1995 году в Лионе (Франция) состоялась мировая премьера сочинения «Missa brevis» для смешанного хора, детского хора и органа (на лат. тексты) и запись его на фирме «REM».

С 1998 года Аркадьев является приглашенным дирижером в различных симфонических оркестрах и оперных театрах России и за рубежом. С 2002 по 2004 гг. работал главным дирижером и музыкальным руководителем Государственного театра «Волгоградская оперная антреприза» (ныне «Царицынская опера»), с 2007 года – художественным руководителем и главным дирижером Тихоокеанского симфонического оркестра (Владивосток).

Аркадьев ведет большую педагогическую (1992-1999 гг. — зав. кафедрой фортепиано Академии Хорового искусства, с 1999-го — доцент кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных) и научную работу. Как музыкальный теоретик разработал концепцию «незвучащей» «неакустической» основы, как базового элемента ритмической системы новоевропейской музыки. Ввел термины «время-энергия», «хроноартикуляционный процесс», «гравитационная ритмика», «осевая пульсация», «парадоксальная лига» и др. Аркадьев известен, не только как музыкант, но и как философ, автор оригинальной философско-антропологической концепции «лингвистической катастрофы».

Михаил Аркадьев - заслуженный артист Российской Федерации (1995), доктор искусствоведения (2003).


Григорий Ревзин, спец- корреспондент ИД Коммерсант :
О неблагодарности

11.07.2011 | 18:57

Я о дирижере Аркадьеве.
О Мише Аркадьеве, с которым я дружу 25 лет. Сегодня с утра слушал
разговор Матвея Ганапольского с ним и с художественным руководителем филармонии во Владивостоке Татьяной Сергеевой. И так на себя разозлился, что, как говориться, не могу молчать.

Миша Аркадьев был аккомпаниатором у Дмитрия Хворостовского.
Массу концертов с ним сыграл, записал несколько дисков, и очень хорошо жил. Настолько, что даже когда-то дал мне денег на издание моей первой книги. Просто подарил.

Ну вот, жил бы себе и дальше, но у него идеи о том, что надо служить людям.
И он это все бросил и уехал дирижером в провинцию. Не в Германию, где у него был собственный фестиваль на острове Зюльт, а в Волгоград. Три года он там бедствовал, все пытался как-то поднять там оркестр. В конце концов, этот оркестр там закрыли.

Он вернулся в Москву, я ему говорил – Миша, в Германию, в Англию, во Францию – куда угодно.
Тогда как раз во Франции были концерты его сочинений – он еще композитор. Пресса была, мог пристроиться. Или просто сиди в Москве и занимайся наукой (он еще музыковед, доктор наук, между прочим). Нет, поехал во Владивосток.

Он там жил на тысячу долларов в месяц – с Хворостовским он за день больше зарабатывал.
Он там вертелся как белка в колесе. Притащил в этот Владивосток, будь он неладен, десятки разных знаменитостей с концертами. Оркестр у него заиграл так, что уму непостижимо, как это может быть в провинциальном оркестре, который давно жить отчаялся (там зарплата музыканта – 800 долларов в месяц).
Он еще каких-то спонсоров находил, чтобы купить инструменты для оркестра. Государственного оркестра, между прочим.
У него там южные корейцы стали приезжать играть в его оркестре – стажироваться. Он еще ездил по провинциальным школам Сибири, давал мастер-классы для школьных учителей музыки. У него в Карнеги-холл концерты были, в Ла Фениче – он в деревенских школах в Сибири давал мастер-классы для школьных учителей музыки. По 1 доллару в час ему это оплачивали, пять мастер-классов в день, специальная программа министерства образования.
Ну ненормальный, ну что еще скажешь.

Потом он вступил в эту самую «Солидарность».
Я не знаю, в этом Владивостоке есть еще хоть один член «Солидарности», или он там один солидаризировался. Он – гениальный музыкант. Я ему говорю: Миша, ты гениальный музыкант, нафига тебе это надо? Какая солидарность, с кем? Нет, говорит, ты не понимаешь, нельзя так, надо что-то делать.
Ага. Во Владивостоке. Где губернатор Сергей Дарькин строит мост на остров Русский.

Две недели назад Союз композиторов весь вступил в народный фронт.
Поголовно. И Миша мне прислал письмо о том, что он выходит из Союза композиторов. Я, дескать, выхожу из Союза, позор и мерзость. С припиской «срочно опубликуй».
Я работаю в «Коммерсанте», и он считал, что я должен это опубликовать, тем более что там начинался скандал с Союзом архитекторов.

Мне это опубликовать было нетрудно.
Но ведь я понимал, чем это кончится. Я ему написал: «Ты с ума сошел! Ты ж не архитектор, ты же государственным оркестром руководишь! Ты что, не понимаешь, что это за страна? Они тебя сожрут в этом Владивостоке, и никто не заметит. Ты же жизнь кладешь на этот оркестр, и вот так все псу под хвост!».
Он говорит – ты не понимаешь, никто мне ничего не сделает, у меня люди рыдают на концертах.
Ага. Крокодиловы слезы это называется.

Я отказался публиковать.
А он взял и послал Льву Рубинштейну в «Грани». И там опубликовали. Я думаю, талантливых людей мало, их надо беречь. А Лев Семенович – он сам талант, поэтому ничего особенного в факте таланта не видит. Он считает, если человек решился на поступок, не надо ему мешать. Не надо.

Я себя каким-то премудрым пескарем чувствую.
Вот ровно все, что я думал – ровно так и случилось. Две недели не прошло, как его и уволили. Владивосток не возмутился, Союз композиторов тоже.
Ну а что вы хотите? Солидарности? Он и в Союзе, и во Владивостоке один член «Солидарности». Остальные люди как люди.

Блин, ну спасибо-то сказать можно?

Я слушал, как сегодня Миша из Владивостока говорил, что у него все в порядке.
Черт, ну понятно, он же не может сказать про себя: «Я подвижник. Я бросил деньги и карьеру, чтобы сделать что-то хорошее. Я поднял оркестр, я езжу по деревням, потому что эти школьные учителя музыки – вы представляете себе, как они живут? И я не могу в «Народный фронт». Потому что все, ради чего я живу, это не про «Народный фронт», а про другое».
У Высоцкого была песня «Мой друг уехал в Магадан, снимите шляпу». Я это все могу по него сказать, а он-то не может.

Нет, он просто говорит: «У меня все в порядке. На конкурс подавать не буду».
Они там конкурс объявили на его место, и говорят, он может подавать, если хочет. Ну потому что пресс-секретарь Путина Песков заявил, что увольнение дирижера Аркадьева никак не связано с его письмом про «Народный фронт». Все честно – кто хочешь может подавать на конкурс на его место, и он тоже может подавать.

Ну ладно, это понятно.
Политики. Но там выступает художественный руководитель этой филармонии, Татьяна Сергеева зовут. «Я, – говорит – не удовлетворена его работой. Он, – говорит, – не представил план работы на следующий год, и часто отсутствует».
А я знаю, как он отсутствует – они ему столько платят, что денег на билет в Москву ему не хватает. Один раз за год уезжал – у него были концерты в Германии, так он у меня денег на билеты одалживал.
Нет, понимаешь, часто отсутствует. Москвич, не наш. Что ж такого не пнуть? Что у него концерты по миру, что он доктор наук – это я не знаю. А вот я, Таня Сергеева, тоже образование имею, и скажу, не удовлетворенная я его работой. Сколько он палкой ни махал, a я все равно неудовлетворенная.

Нет, ну ясно, сделать она ничего не может.
Но спасибо сказать – тоже нет?

Я дико злюсь на себя, что я его не остановил.
Он гений, но он идиот. Какая солидарность?! Не в Путине дело. Остальные сволочи.

Комментариев нет: